Журналист Андрей Бабицкий — о желании Бориса Гребенщикова выступить в Крыму и возможной реакции на это в России и на Украине.
Какой именно диковинный зверь нашёл свою кончину в лесу, мы, боюсь, никогда не узнаем, но то, что это событие явно имело место, сомневаться не приходится ни разу. Оказывается, Борис Гребенщиков «с большим удовольствием» побывал бы с гастролями в Крыму и вся загвоздка заключалась лишь в том, что после 2014 года ему не поступило «ни одного разумного предложения».
Фрагмент из интервью опубликовал сегодня на своей странице в «Фейсбуке» член экспертного совета по развитию информационного общества и СМИ при Государственной думе РФ Вадим Манукян. На эту информацию немедленно отреагировал писатель и офицер армии Донецкой Народной Республики Захар Прилепин, написав: «Ну, слава тебе, Господи. Спасибо, Борис Борисович. Всё организуем. Ян Шенкман сегодня впадёт в запой». К слову, упомянутый Прилепиным Ян — это поэт и литературный критик, один из столпов либеральной мысли.
Здесь возникает множество вопросов. Конечно, Борис Борисович — это дитя нирваны, в которую доступ политике вроде бы запрещён, и охотник за великой безмятежностью, достигаемой путём снижения кармического трения. Тем не менее идиотом, не ориентирующимся в окружающей его реальности, Гребенщикова никто не называл, поскольку оснований для этого не было. Интервьюер, комментируя последствия гастролей в Крыму и Донбассе, делает однозначный вывод: «Киев после этого будет для вас закрыт». Ответ Гребенщикова выглядит странно: «Разумные люди всегда найдут возможность договориться, а с придурками общаться не собираемся. Мы же не к политикам едем, а к зрителям, которых за эти годы и на Украине меньше не стало, уверяю вас».
Дело в том, что на Украине зрители сегодня лишены возможности и права принимать тех гостей из России, которых они хотели бы видеть, именно придурки полностью контролируют границу, перекрытую для уже сотен российских певцов и музыкантов, побывавших в Крыму. Не говоря о Донбассе. Борис Борисович не знать об этом не может, поскольку ограничения на въезд наложены на представителей той творческой среды, неотъемлемой частью которой он сам и является. Да что там гастроли! Дорвавшимся до власти нервным украинским фиглярам хватит и того, что БГ теоретически допускает поездку в Крым и Донбасс для того, чтобы занести его имя в проскрипционные списки.
Я не сомневаюсь в том, что Прилепин приложит все силы для того, чтобы зазвать отца-основателя отечественного рока, поклонником которого он является, в Донецк. Этот город усилиями писателя уже становится чем-то вроде Мекки для российских исполнителей рок-адеграунда с активной и жёсткой гражданской позицией, выступающих за Россию, русский мир, против украинского нацизма и развязанной Киевом войны.
Кроме того, полагаю, что для тех, кто хотел бы видеть Гребенщикова на донбасской земле, важно было бы раз и навсегда рассорить музыканта с нацистской сволочью, чтобы очистить его творчество от отвратительного привкуса, появившегося после известных фото, на которых Борис Борисович запечатлён в компании с одним из самых отбитых русофобов Украины, депутатом Антоном Геращенко, и не менее заслуженным ненавистником России Михаилом Саакашвили.
Кстати, Вадим Манукян приводит ещё одну цитату из интервью. Гребенщиков говорит: «С Саакашвили не знаком совсем. Как-то он попросил сделать селфи после концерта. Я не стал отказывать человеку. Вот и вся история». В такую степень отвязанности от политических реалий поверить непросто, но, возможно, это просто такой косвенный способ принести извинения — отрекаться от знакомства с человеком, которого чтишь и уважаешь, не принято.
Кто-то из читателей страницы Манукяна предположил, что аудитория музыканта после его поездок в Киев сузилась настолько, что это стало влиять на его доходы. И теперь, делая авансы патриотическому лагерю, он надеется поправить положение. Я, честно говоря, не исключая стопроцентно вероятности такого положения дел, всё же не стал бы подозревать БГ в сребролюбии, ибо о его бескорыстии и крайне невысоких запросах по гонорарной части известно очень давно.
Скорее всё-таки дело в сознательном и не слишком простом выборе. Будучи либералом по убеждениям, Гребенщиков в случае поездок в Крым и в Донбасс рискует как раз тем, что несомненно представляет для него большую ценность. А именно: своими единомышленниками, которые, примеров тому множество, начнут отворачиваться от своего кумира, предавшего, по их мнению, высокие идеалы светлоликого сообщества.
В интервью есть ещё один фрагмент, который, как мне кажется, способен объяснить смену приоритетов БГ, хотя, наверное, возможны и иные прочтения. Вот цитата:
«— Вы продолжаете ездить на Украину?
— Каждый год. Там живут миллионы людей, воспитанных на русской культуре. Какое мы имеем право лишать их того, что роднит с Россией? По крайней мере, я не готов под этим подписаться».
Тут сразу два понятия, которые звучат в устах либерально настроенного человека как кощунство — это «русская культура» и «Россия». И первое, и второе, судя по интонации, представляют для музыканта ценность высшего уровня. Людей, воспитанных русским словом, сроднившихся с Россией, Гребенщиков как раз и мыслит своей аудиторией, которую никто не вправе лишать того, что она любит.
Здесь, возможно, и находится ключ к отгадке, что же произошло с музыкантом. Русская культура и Россия, а также те, кто объединён безразмерной реальностью этих слов, для Гребенщикова важнее всех тех странных и бесплотных сущностей, которые случайно попадаются на дороге и, как выясняется, только портят тебе карму. Возможно, что пришла пора делать единственно верный выбор.
Андрей Бабицкий