Марина Голуб: «У меня всегда на лице смайлик – у меня всегда всё хорошо. Даже когда мне плохо»
Марина Голуб жила на полную катушку. Успевала всё: играла в родном МХТ имени Чехова и антрепризах, снималась в кино, вела телевизионные шоу, искала себя в режиссуре. Если влюблялась, то насмерть, если расставалась, то по всем канонам классической драмы – тяжело, с глубокими зарубками на сердце. Но оставалась редкой оптимисткой! Искренне верила, что все самые счастливые моменты жизни – впереди. На сцене она была органичная как кошка, многогранная и многоликая, способная в одиночку восхитить зал, заставить сопереживать, смеяться и плакать. В обычной жизни – такой «ходячий позитивчик», женщина-праздник, вся солнечная, переливающаяся всеми цветами радуги, открытая, как распахнутое настежь окно. Марина даже слово для себя подобрала подходящее – «смайлик». «У меня всегда на лице смайлик – у меня всегда всё хорошо. Даже когда мне плохо». Именно поэтому её нелепая гибель в расцвете лет и на пике карьеры до сих пор никого не оставляет равнодушным.
В тот трагический день, 9 октября 2012 года, никакого тревожного предчувствия у актрисы не было. Накануне Марина Голуб дала одному глянцевому журналу откровенное интервью, где рассказывала о своих планах. «Я своё будущее вижу очень радужным. Думаю, что через пять лет я смогу реализовать то, что я задумала. Наверное, сыграю что-то интересное. Может быть, всё-таки попробую снять кино, и у меня получится. И, наверное, что-то случится в моей личной жизни. Я чувствую, что у меня скоро наступят кардинальные перемены в жизни».
Не сбылось.
Страшная авария произошла в 00 часов 05 минут 10 октября на пересечении проспекта Вернадского и улицы Лобачевского. Столкновение «Хёндай-Соната», в котором ехала актриса (за рулём был её знакомый таксист-частник Дмитрий Туркин), и выскочившего на перекрёсток со скоростью более 100 км/ч на красный сигнал светофора «Кадиллака», принадлежавшего 32-летнему москвичу Алексею Русакову, было такой силы, что таксист и его пассажирка скончались мгновенно. Позже судмедэксперты в отчёте напишут: «Смерть наступила от сочетанной травмы тела». Обоих погибших от удара буквально расплющило – их тела из салона извлекали спасатели МЧС. Виновник ДТП отделался лёгкими ссадинами и с места происшествия скрылся. Спустя несколько дней он сдался полиции и позже был приговорен к 6,5 года заключения. (Скоро выйдет на свободу, если уже не вышел.) По мистическому совпадению или злой иронии судьбы, в ту роковую ночь актриса возвращалась домой из Театра наций – со спектакля под названием… MortalEngine/«Смертельный двигатель».
Михаил Пореченков, Марина Голуб и Константин Хабенский в спектакле «Гамлет»
Фото: ЕКАТЕРИНА ЦВЕТКОВА/PHOTOXPRESS
ПРИЁМНЫЙ ПАПА ИЗ ГРУ
История жизни Марины Голуб – это яркий, наглядный пример того, как, несмотря на кажущиеся непреодолимыми трудности и удары судьбы, нужно весёлым жизнерадостным «смайликом» идти к своей цели и добиваться своего.
Марина Голуб родилась 8 декабря 1957 года в Москве. Мама – Людмила Сергеевна Голуб – профессиональная актриса, служила в Московском драматическом театре имени Гоголя. Своего биологического отца девочка никогда не видела, он бросил их с мамой вскоре после её рождения, зато был приёмный папа, который, как гордо рассказывала Марина, стал как родной. Григорий Ефимович Голуб был кадровым военным разведчиком, а после войны работал на дипломатических должностях. Полковник ГРУ, он многие годы провёл в Скандинавских странах.
Григорий Ефимович вспоминал, что искорка между ним и маленькой Мариной пробежала буквально с первой встречи. «Ей было три года, когда мы от друзей ехали с дачи в электричке, она вдруг сказала: дядя Гриша, можно я буду называть тебя папой? Меня тогда захлестнула волна нежности и любви к этому ребёнку. Я говорю: конечно, конечно, я и есть твой папа. Этот вопрос у нас никогда не возникал и не мог возникнуть, хотя она знала, что я её приёмный отец».
Марина так рассказывала о своей семье: «Когда говорю о маме, всегда комок подкатывает к горлу – она была замечательная. И как актриса, и как мать – просто невероятная. А папа у меня какой! Его отец, мой дед Ефим Самойлович Голуб, был наркомом финансов советской Украины, в 1937-м его расстреляли, бабушка почти 20 лет провела в лагерях… Отец попал в Кардымовский детский дом – для детей врагов народа, но это не помешало ему прожить интересную жизнь, многого добиться… В общем, история для приключенческого сериала… Одно из ярких детских воспоминаний – то, что наш дом всегда был полон гостей, пироги, не важно – бедно мы жили или богато. Но больше всего в моих родителях меня восхищало их трепетное отношение друг к другу. Мне, может, так непросто живётся по женской части моей жизни, потому что передо мной был такой пример отца и его любви к моей матери. Он носил её на руках, он с удовольствием исполнял любые её прихоти, дарил ей подарки. Он так её любил всю жизнь!»
Итак, талантливая мама, интереснейшая загадочная личность – папа… Но какая дружная творческая семья без красивой семейной легенды? И такая легенда есть. По семейному преданию, Марина ни много ни мало – правнучка… великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Официальных документов, доказывающих сей факт, разумеется, нет, но сама актриса всегда свято верила, что в ней течёт «графская писательская кровь». И приводила свои аргументы: «Моя прапрабабушка по линии мамы Пелагея была крепостной великого писателя земли Русской. Она была красавицей и любимицей Льва Николаевича… Конечно, мы свечку не держали, но в результате мой прадед с этой стороны, судя по фото, просто вылитый Лев Толстой: характерный нос, взгляд… И бабушка моя родная очень похожа. У нас в доме была красивая посуда, и мама говорила: «Это нам от графьёв осталось… Правда это или нет, но нам приятна такая легенда».
В школе Марина училась неважно, а если называть вещи своими именами – просто из рук вон плохо. Потом она всю жизнь переживала, что делает орфографические ошибки даже в эсэмэсках. Зато в её детстве была настоящая страсть и мечта – стать балериной. Девочка рано начала заниматься танцами и занималась очень серьёзно, почти не отвлекаясь на подготовку к урокам. И у неё здорово получалось. Когда в их дом приходили гости (а это случалось довольно часто – семья была очень хлебосольной и гостеприимной), изюминкой вечера была просьба кого-нибудь из родительских друзей станцевать: «Мариночка, покажи!» Худенькая стройная Марина показывала «умирающего лебедя», и все восторгались её гибкостью и грацией. «Будет балериной Большого театра, не меньше» – этот вердикт взрослых полностью совпадал с её тайными грёзами.
Марина Голуб рассказывала: «И вот однажды мама меня повела в Большой театр – показаться педагогу. Есть такие педагоги, которые смотрят косточки у детей и смотрят на родителей, потом говорят, есть ли у ребёнка перспектива в балете. Мама у меня была такая, нет, не полная, с формами приятными. А я была тогда очень худая – как тростинка. Педагог посмотрела на мою маму, на меня и грустно сказала: «Милая девочка… Вырастет метр семьдесят ростом. У неё будет попка, ножки – она будет крупная!» Мама была в шоке: «Как? Посмотрите, какая худышка!» «Я всё вижу: прелестная девочка. Но в балет Большого театра вам не надо!» Для меня это была невероятная трагедия, ведь, как мне казалось, я танцевала прекрасно и была просто создана для балета».
Мечта посвятить себя театральной сцене появилась у неё в старших классах и – благодаря маме. «Мама была феерическая женщина с очень непростой актёрской судьбой. Она из актрисы травести выросла в героиню с большим диапазоном. Она играла в Театре Гоголя, потом ушла на эстраду. И как-то в целом не сложилась у неё карьера. Причём причина была не в таланте, а в её характере – мама была человек открытый и отважный, если её что-то не уcтраивало, могла высказать (и периодически высказывала!) главному режиссёру прямо в глаза, что она по поводу него думает… Но вообще, всё, что у меня как у актрисы есть, это от моей мамы. Во мне есть её положительный заряд – она была женщиной с большим оптимизмом».
Когда в девятом классе мама спросила: «Куда ты собираешься поступать? В иняз или на балетмейстера?» и в ответ услышала, что дочь будет поступать в театральный на актрису, Людмила Сергеевна искренне изумилась. «В драму?» «В драму!» «А почему ты мне ни разу не читала ничего, не показывала?» «А я сейчас могу показать». И Марина сходу прочитала ей «Песнь о собаке» Есенина. Мама выдержала паузу и задумчиво сказала: «Знаешь, а что-то в этом есть!»
Марина Голуб в роли Гертруды. Прогон спектакля «Гамлет» в постановке Юрия Бутусова на сцене МХТ им. Чехова. Декабрь 2005
Фото: ФЁДОР САВИНЦЕВ/ТАСС
ХЕЛЛО, ДОЛЛИ!
Поступать решила в Школу-студию МХАТ. Актриса вспоминала: «А тогда набирал курс потрясающий педагог, профессор, к сожалению, сейчас его уже нет в живых, – Виктор Карлович Монюков. Помню, на вступительных экзаменах я читала отрывок из «Угрюм-реки». Прочитала и поняла, что прочитала гениально. Взяла и села нога на ногу: дескать, смотри, комиссия, как я могу. Виктор Карлович обратился к моей маме: мол, плохо вы ребёнка воспитывали. «Села нога на ногу, заигрывает со вступительной комиссией… Это что такое? Это же МХАТ!» Мама не растерялась: «Знаете, да она же в полном зажиме от волнения. А когда у неё полный зажим, у неё начинается полный разжим – себя плохо контролирует». «Как-то пускай соберётся немножко». И начался прекрасный период в моей жизни – в великой мхатовской школе».
Училась Марина вдохновенно – на своём курсе считалась одной из лучших и самых перспективных. Искромётная, талантливая, фактурная. Однокурсники и педагоги были уверены, что после блестящего дипломного спектакля «Хелло, Долли!», где она феерила, Голуб будут просто рвать на куски театральные режиссёры. Ведь было столько лестных слов и восторженных рецензий в её адрес! Поэтому никого не удивило, что сразу по окончании Школы-студии её пригласили несколько ведущих театров – Маяковка, Театр сатиры и легендарный ленинградский БДТ. Звали такие мэтры-режиссёры – Товстоногов, Плучек…
Казалось бы, о чём ещё можно было мечтать молодой актрисе? Выбирай! Но, во-первых, как выпускница Школы-студии МХАТ, она мечтала только о МХАТе, а в труппу прославленного театра её не позвали. Во-вторых, всё оказалось не так просто и безоблачно. В каждом театре уже были свои «звёзды» – в БДТ тогда царствовала Светлана Крючкова, в Театре сатиры – Татьяна Васильева-Ицыкович. Обе в зените своей славы, в расцвете лет… А Голуб была характерная актриса, к тому же очень яркая и очень смешная. Видеть в своих труппах её хотели, но ролей по большому счёту для неё не было. К тому же сама Марина видела в этих приглашениях холодный расчёт. Григорий Ефимович Голуб к тому времени работал в Управлении культуры. Театральные администраторы, узнав об этом, быстро сообразили, что уж для своей-то дочери он выбьет в Управлении лишнюю штатную единицу. В результате от всего пришлось отказаться и начинать карьеру с нуля – с поисков работы.
Этот период она пережила трудно – «металась из стороны в сторону». Попробовала себя в кино – в 1980-м снялась в исторической дилогии «Юность Петра» и «В начале славных дел» у самого Сергея Аполлинариевича Герасимова. В том же году сыграла у Эльдара Рязанова – в трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово». Роли были небольшие, но Марина верила – лиха беда начало. В Школе-студии МХАТ её учили: не бывает маленьких ролей, бывают маленькие актёры. Уж теперь-то её заметят и другие режиссёры, оценят её дар, наступит прорыв – почему бы ей не сделать блестящую карьеру в кино. Не похожую ни на кого своеобразную актрису киношники действительно заметили, охотно приглашали на пробы, но прорыва не наступало – ролей, которые могли бы раскрыть её потенциал, Голуб не предлагали. Много лет спустя Марина откровенно признавалась, что, бывало, от безысходности рыдала в подушку, «корила себя за бездарность» – ей казалось, что жизнь кончена.
В этот момент мама ей посоветовала: «Иди на эстраду – в Москонцерт! Не надо сидеть и чего-то ждать. Надо идти к зрителю, а эстрада тебе много даст». «Конечно, как каждая актриса, мечтающая о великой сцене, я долго отказывалась. Потом решила попробовать. Сделала репертуар: читала стихи, отрывки из любимых пьес… И теперь я могу твёрдо сказать, что я благодарна этому решению, потому что, когда у тебя декорации, красивые платья, роскошные партнёры – это одно. Во сто крат труднее в одиночку выйти к зрительному залу и убедить тебя слушать. А когда потом тебе ещё начинают аплодировать и кричать «браво» – это дорогого стоит. Мне это действительно столько дало!»
Два года актриса колесила с концертами по стране – выступала в провинциальных домах культуры, сельских клубах, далёких военных гарнизонах. Вскоре её характерность, весёлый нрав, лёгкость в общении, стремление работать и развиваться оценили и в театре. Шесть лет Марина Голуб отдала знаменитому Театру миниатюр Аркадия Райкина, ещё пятнадцать – Московскому еврейскому театру «Шалом». Не будучи еврейкой даже наполовину, играла спектакли на иврите и идиш и, кстати, пользовалась невероятным успехом у зрителей. Параллельно – вела на телевидении «Утреннюю почту», пробовала себя в других телевизионных проектах, всё чаще снималась в кино. Шикарно сыграла директора филармонии в «Ширли-мырли», директора магазина в «Свадьбе» – уже тогда начал складываться её киноимидж «королевы эпизода».
Но по-настоящему её актёрская судьба стала успешно складываться только в самом начале «нулевых», когда Марина наконец встретила «своего» режиссёра – Кирилла Серебренникова. Её роли в его спектаклях «Пластилин» и «Терроризм» были настолько успешны, что в 2002 году сбылась, как она выражалась, «мечта идиотки» – её пригласили-таки в труппу МХТ имени Чехова.
«У меня такое чувство, – сверкая от счастья, делилась Марина Голуб, – что я прошла все круги испытаний, чтобы прийти в Свой Дом. Как будто раньше меня туда не пускали, а потом сказали: «Теперь можешь». Сюда надо приходить, когда ты чего-то достиг и достоин этой легендарной сцены». Именно на сцене Художественного театра Голуб вдруг раскрылась как серьёзная драматическая актриса, при этом не боящаяся выглядеть смешной, забавной, обожающая гротеск. Она блестяще сыграла Дарину в «Тартюфе» Мольера. Её Гертруда в шекспировском «Гамлете» (в постановке Юрия Бутусова), где она играла вместе с Константином Хабенским, Михаилом Трухиным и Михаилом Пореченковым, стала событием для театральной Москвы. И вскоре слава буквально накрыла её с головой.
Актёры МХТ им. Чехова и супруги Анатолий Белый и Марина Голуб. Апрель 2005
Фото: АНАТОЛИЙ АНТОНОВ/PHOTOXPRESS
«ЛЮБЛЮ ИГРАТЬ СТАРУХ, КИКИМОР И БАБ-ЯГ!»
Спустя годы, отвечая на вопросы журналистов, трудный ли путь она прошла к себе сегодняшней – успешной и популярной, актриса не скрывала: невероятно трудный. «Если ты хочешь добиться не только славы, не просто мелькнуть, а достичь какой-то глубины, то это очень сложный путь, – уверяла Марина Голуб. – Здесь нужны три составляющие: работоспособность, талант и его величество случай. Можно даже не иметь на своей стороне Фортуны, но я верю, что работоспособность и талант пробьют всё. Хотелось ли мне в минуты отчаянья уйти из профессии? Нет. Никогда в жизни даже не допускала такой мысли. Актёры могут чем угодно поплатиться: личной жизнью, могут не видеть детей, семьи, могут недоедать, чего-то не иметь, но не выходить на сцену они не могут! Знаете, это абсолютный наркотик. Болит нога – перед спектаклем она сразу перестаёт болеть, 40 температура – ты её не чувствуешь, ты хорошеешь, расцветаешь… Хотя я и произвожу впечатление человека оптимистичного, и это действительно так, но, поверьте, в моей жизни было много отчаянья, и очень глубокого. Но просто я считаю, что этого никто не должен видеть. В самые трудные моменты моей жизни меня спасала моя профессия – она вдруг неожиданно открывала совершенно другие двери и говорила: иди за мной – за своей судьбой. И я даже не шла, а летела на крыльях счастья!»
На сцене МХТ Марина сыграла немало ярких ролей, в том числе такие знаковые для каждой актрисы как Селия Пичем – в брехтовской «Трёхгрошовой опере» (режиссура Кирилла Серебреникова), Васса – в «Вассе Железновой» (Лев Эренбург). Её «вдруг» распробовало и полюбило кино – за какие-то 10 лет актриса сыграла около 80 киногероинь, в том числе в таких популярных лентах, как «Водитель для Веры», «Изображая жертву», «Андерсен. Жизнь без любви», «Мамы»… Как сама она не раз признавалась, «бралась за всё, из чего можно было хоть что-то интересное сделать». «Жизнь небольшая, и надо в ней успеть попробовать многое. Я люблю играть мальчиков, мужиков, девочек, старух, кикимор, баб-яг… Всё люблю!»
Её популярности в немалой степени помогала активная телевизионная деятельность: Марина Голуб без устали вдохновенно вела сразу несколько рейтинговых развлекательных программ – «Путешествие натуралиста», «Девчата» и «Эх, Семёновна!» Именно там её искромётный комический дар импровизации вкупе с неиссякаемым зарядом оптимизма проявлялся во всём блеске и разнообразии. Согласитесь, довольно редкий случай: актриса стала звездой, народной любимицей на пятом десятке лет, когда амбиции и мечты о вселенской славе обычно идут на спад. Не имея ни модельной внешности, ни стройной фигуры… Но именно в этот момент Марина Голуб вдруг стала интересна всем – режиссёры стали ей предлагать большие лакомые роли, она стала гламурной героиней глянцевых журналов, которые из номера в номер писали о её бурной личной жизни и привлекали читателей её фотографиями на обложке. Парадокс? Да нет. Удивительно, что её талант, позитивный лёгкий характер и умение создавать вокруг себя атмосферу нескончаемого праздника не особо замечали раньше.
Окружающие удивлялись её неуёмности: тянет на себе чуть ли не весь репертуар Основной сцены МХТ и при этом жалуется, что полгода нет новых ролей. Голуб отвечала, посмеиваясь: «А что вы хотите?! Я же Стрелец по знаку зодиака, да к тому же Петух Огненный. Представляете, как мне тяжело себя сдерживать?» Марина не скрывала, что планов у неё настоящее громадьё. Мечтала сыграть Зойку в «Зойкиной квартире», мамашу Кураж, леди Макбет, героиню пьесы Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?». Хотела поиграть в пьесах Островского, научиться играть Чехова. Особенно её притягивала роль Ирины Николаевны Аркадиной в «Чайке»…
Марина Голуб в арт-центре на Волхонке. Москва. Ноябрь 2011
Фото: МАКСИМ НОВИКОВ/ТАСС
ЛЮБОВЬ И ГОЛУБ
За последние годы актриса дала десятки, если не сотни «огненных» интервью, в которых открывала почти все свои секреты и тайны, справедливо полагая, что её путь и опыт могут кому-то принести пользу.
«Люди, которые меня знают близко, – рассказывала она о своей закулисной жизни, – говорят, что я на работе и я в домашних условиях – это два разных человека. Когда я прихожу в театр, то становлюсь актрисой. Здесь не может быть плохого настроения, надо нести положительный заряд. Дома же я могу быть, как ребёнок, – обижаться, хотя на работе обиду никогда не покажу. Дома я тоже могу быть и озорная, и смешная, но стараюсь расслабляться. Могу поплакать. Даже повыть… Важен ли для меня тыл в виде мужчины? Самая сильная женщина – это самая слабая женщина. Мне необходим мужской тыл. Любой женщине нужно иметь рядом человека, который её понимает. Актрисе – тем более. Потому что мы очень ранимые люди, сильно себя растрачиваем, работаем нутром. И восстанавливается всё это только какими-то особыми моментами, случаями, теплом человеческим. Когда такого тепла нет, то начинаешь его отчаянно искать, чтобы согреться. Для того, чтоб потом это тепло опять отдать».
Однажды на традиционный вопрос «Ваше кредо?» Марина Голуб, не раздумывая, ответила: «Не соври, не предай, не обидь. И люби!» Причём слово «люби» прозвучало как самое ключевое. И действительно, личная жизнь актрисы всегда была бурной.
Первая любовь накрыла её с головой ещё в театральном вузе – с красавцем Дмитрием Золотухиным (через несколько лет он сыграет молодого Петра I в исторической дилогии Сергея Герасимова «Юность Петра» и «В начале славных дел») они были однокурсниками. Типичный студенческий роман: длившаяся несколько лет неуёмная страсть, тяжёлое расставание.
В середине 1980-х Голуб приняла настойчивые ухаживания московского бизнесмена Евгения Тройнина, в котором актрису подкупило его удивительное внешнее сходство с её любимым актёром Омаром Шарифом. Они сыграли красивую пышную свадьбу. Вскоре родилась дочь – Настя. Но, по воспоминаниям коллег Марины, уже в период беременности она поняла, что ошиблась с выбором – слишком разными они были с мужем, и решила расстаться. Евгений не был ни на одном её спектакле и вообще считал актёрскую профессию несерьёзной.
А вскоре на гастролях Театра миниатюр Аркадия Райкина в Волгограде Марина Голуб познакомилась со студентом местного истфака Вадимом Долгачёвым. И мгновенно влюбилась в этого двухметрового парня, внешне похожего на молодого Жерара Депардье. Настояла, чтобы Вадим переехал в Москву, поступил в Школу-студию МХАТ. Они поженились. Но и в этот раз семейная жизнь не заладилась. По версии одних друзей семьи, со временем Вадим стал злоупотреблять спиртным, по мнению других, причина разлада была иной: Марина хотела, чтобы муж делал карьеру и вырос в великого артиста, а тот якобы не оправдал её надежд.
Долгачёв рассказывал о своём союзе с Голуб так: «Наш брак с Мариной я бы назвал браком по-итальянски: то любовь сумасшедшая, то развод и девичья фамилия! Мы ссорились и ругались, потом были рыдания и призыв «возвращайся». Шесть лет рядом с ней превратились в мои вечные блуждания – уходы навсегда и возвращения насовсем…» Но в целом он был согласен: не смог Марине соответствовать. Актриса вспоминала, как в день развода они с Вадимом, выйдя из ЗАГСа, сели, обнялись и потом ещё три дня «отмечали расставание», пили водку и долго-долго плакали, вспоминая прожитые вместе годы.
«Что такое любовь?» – спрашивали актрису. Она отвечала: «Когда в отсутствие человека задыхаешься, а в его присутствии понимаешь, что это весь твой мир, – наверное, это и есть любовь». На другой самый задаваемый Голуб вопрос: как ей удаётся влюблять в себя таких ярких мужчин, она с загадочной улыбкой отвечала: «Я всегда была уверена в себе. Никогда не считала себя красавицей. Убеждена: главное – энергетика. Мужчины на самом деле считывают нашу энергетику, а не сиси-писи».
В 1995 году Марина Голуб начала встречаться с актёром Анатолием Вайсманом. Говорят, именно она придумала ему звучный псевдоним Белый, под которым он впоследствии стал известным. Оба служили в Театре «Шалом», и неудивительно, что во время репетиций между ними проскочила искорка, переросшая сначала в страстный роман, а затем и в венчанный брак. Любопытно, что Анатолий был младше Марины на 15 лет, но они прожили 11 лет и даже вместе перешли в МХТ, где коллеги их шутливо и с любовью называли Белый Голуб. К 10-летнему юбилею свадьбы пара переехала жить в свой новый трёхэтажный загородный дом в Подмосковье с огромным подворьем. Марина сама сделала в нём ремонт, так как Анатолий в этот период много снимался в кино и был постоянно в разъездах. Казалось, ничего не угрожало их семейному счастью. Но вскоре муж объявил, что уходит к другой женщине – эта новость ударила Марину как обухом по голове.
Голуб тяжело переживала разрыв с Белым, это предательство так её подкосило, что актриса, по слухам, чуть было не ушла в монастырь. Но со временем она нашла в себе силы простить его и вновь ушла с головой в работу, в воспитание подрастающей дочери, начала подумывать о режиссуре и преподавании актёрского мастерства студентам. А по поводу своей личной жизни говорила: «Знаете, я счастливая женщина – в моей жизни было любви очень много. Я трижды была замужем и со всеми бывшими мужьями сохранила хорошие отношения. От первого мужа, с которым я прожила совсем мало, у меня дочь. Она мой большой друг, мы с ней говорим на одном языке. Со вторым мужем я прожила довольно-таки долго, и он является моим другом до сих пор. Вадик очень хороший человек, и я его люблю. Вместе с ним мы пишем сценарии, а ещё он хороший фотограф. С третьим мужем – Толей – мы работаем в одном театре. Он очень хороший актёр, интересный. С ним была довольно-таки сложная история, теперь у него большая семья, и дай бог ему счастья! Я считаю, что важно не просто плыть по жизни, а самому делать её… Уметь сделать выводы из своих ошибок: поменять что-то в себе, в ситуации, в окружении. И идти дальше».
Марина Голуб в роли Терезы. Кадр из героико-приключенческого фильма Владимира Чеботарёва «Неизвестные страницы из жизни разведчика». Мосфильм. 1990
Фото: KINO-TEATR.RU
СМЕРТЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Последней большой любовью актрисы стал Михаил Кравченко – президент крупного мебельного холдинга «Фабрика мебели «8 Марта». Как всегда, Марина ушла в свою новую страсть без оглядки, безрассудно, называла эту встречу «счастливым поворотом судьбы». По-другому она не могла, не умела и не хотела. Говорила открыто: «Я живу этим человеком!», посвящала возлюбленному стихи, «стройнела» ради него. Обучала его актёрскому мастерству и даже поставила к 15-летию «Фабрики мебели
«8 Марта» спектакль «Горе от ума» – с Михаилом Кравченко в роли Чацкого. У них были далеко идущие планы. Бизнесмен собирался подарить Марине огромную площадку под её народный театр. В нём они планировали учить и детей, и взрослых, ставить спектакли мирового репертуара. Но он не успел…
20 мая 2012 года возле своего дома в подмосковном Переделкино Одинцовского района 46-летний Михаил Кравченко был зверски убит – наёмные киллеры изрешетили его «Мерседес», всадили в него шесть пуль. Это убийство потрясло всю Москву. Гибель Михаила стала огромной трагедией для Голуб. Она бросилась проводить своё собственное расследование, чтобы найти и исполнителя, и заказчика. Постоянно созванивалась со следователями, использовала свои связи в правоохранительных органах. Буквально горела этим. Но через четыре месяца погибла сама.
В связи с этим, кстати, многими моими коллегами озвучивалась и «конспирологическая» версия: мол, смерть актрисы могла быть неслучайной – «она могла кому-то мешать». Якобы ей даже угрожали… Об этом в программе «Пусть говорят» рассказала её подруга Светлана Савельева: «За три дня до аварии Марина позвонила мне и маме Михаила Галине Николаевне. Сказала, что у неё появилась какая-то новая информация по этому делу, что сообщит она её только при личной встрече. И что её предупредили: не надо заигрываться в детективов, глубоко копать и лезть дальше положенного…» По словам мамы Михаила Кравченко, Голуб должна была к ней приехать и лично всё рассказать в среду 10 октября. И в ночь с 9 на 10 октября погибла. Взаимосвязаны эти две смерти или нет – вопрос риторический. (Позже по этому делу был задержан друг и партнёр Кравченко по бизнесу Алексей Пронин. По версии следствия, именно он заказал главу «Фабрики мебели «8 Марта», чтобы не платить по старым долгам. – Ред.)
…В день своей гибели перед спектаклем «Смертельный двигатель» в Театре наций Голуб встретила подругу, которую давно не видела, и в разговоре с ней поделилась, что такой счастливой в творческом плане, как сейчас, она не была никогда в жизни. После спектакля она поехала домой: собиралась переночевать у дочери, которая жила неподалёку от театра. Но Настя так и не дождалась свою маму. В час ночи ей позвонили, незнакомый голос произнёс: «Марина Григорьевна Голуб погибла в автокатастрофе».
Незадолго до этого она говорила в интервью: «Я не могу сказать, что некая профессиональная планка достигнута. Нет предела совершенству! Хотя какой-то этап, конечно, пройден. Я заслужила признание. Приятно, что любят и уважают. Это значит, что я всё делаю правильно. Но я всегда живу немножко с мыслью о завтрашнем дне. И свою дочь Настю так учу: сегодня уже прошло, надо идти дальше и видеть всегда на два шага вперёд. Мне кажется, что мои роли и всё лучшее в моей жизни только впереди!»
На церемонию прощания с актрисой к зданию Московского Художественного театра имени Чехова пришли сотни поклонников её таланта. 13 октября 2012
Фото: АЛЕКСАНДР ВИЛЬФ/«РИА НОВОСТИ»
Из досье «Совершенно секретно»:
За последние годы в автокатастрофах погибло немало известных артистов.
Декабрь 1999 г. Машина популярного артиста Евгения Дворжецкого на перекрёстке в Москве столкнулась с грузовиком – артист погиб на месте. Дворжецкому было 39 лет.
Август 2005 г. В автомобильной аварии на трассе Бийск – Барнаул погиб известный советский и российский юморист, актёр, четвёртый губернатор Алтайского края 47-летний Михаил Евдокимов.
Ноябрь 2007 г. Актёр Александр Дедюшко на обледенелой трассе около г. Петушки не справился с управлением своей «Тойоты». На высокой скорости автомобиль вынесло навстречу грузовику. Вместе с актёром погибли находившиеся в машине жена и 8-летний сын.
Январь 2008 г. Геннадий Бачинский, известный шоумен и радиоведущий, погиб в Тверской области, когда ехал из Калязина в Сергиев Посад. На скорости 110 км/ч он начал обгонять грузовую фуру и на встречной полосе лоб в лоб столкнулся с пассажирским микроавтобусом.
Март 2010 г. Юрий Степанов, ведущий актёр театра «Мастерская Петра Фоменко», погиб, возвращаясь ночью после спектакля. В машину частника, ожидавшую зелёного сигнала светофора на перекрёстке, сзади врезалась «Мазда». Машину выбросило на встречную полосу, где она столкнулась с «Жигулями», шедшими на высокой скорости. Машину буквально сплющило в лепёшку.
Август 2011 г. Никита Емшанов, 28-летний актёр театра «Центр драматургии и режиссуры» Алексея Казанцева и Михаила Рощина, погиб ранним утром в автокатастрофе во время лобового столкновения двух иномарок на Самотёчной эстакаде Садового кольца в Москве.
Февраль 2012 г. Актриса Екатерина Лапина, сноха известного советского актёра Владимира Басова, известная по фильмам «ДМБ» и «Стройбатя», разбилась в автокатастрофе недалеко от подмосковной Лобни. Рано утром актриса ехала на кинопробы из загородного дома, где жила вместе с мужем, режиссёром Александром Басовым, однако на трассе из-за гололёда её машину вынесло на встречную полосу, где в неё врезался мусоровоз.
Август 2012 г. В ДТП под Воронежем погибли супруги Кожушко – 32-летний Михаил и 29-летняя Марина, артисты Саратовского театра оперы и балета. Михаил учился в Саратовской государственной консерватории и работал в Саратовском театре оперы и балета артистом хора. Марина играла в оркестре театра на скрипке и преподавала в музыкальной школе.
Октябрь 2012 г. В ДТП на западе Москвы погибла актриса Марина Голуб.
Сентябрь 2017 г. Молодой и подающий большие надежды актёр Егор Клинаев пытался помочь пострадавшим в ДТП на МКАД, когда его сбила проезжавшая мимо машина.