Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, освобождающее госкомпании до 1 июля 2018 года от обязанности раскрывать названия фирм-поставщиков и подрядчиков, пишут «Ведомости».
Постановление разрешает ограничиться публикацией в реестре закупок обезличенной информации о результатах, способе и цене закупки — без данных о победителе. Юристы напоминают, что с 2016 года госкомпании обязаны публиковать сами договоры с подрядчиками, а исключение этой информации затруднит поиск данных.
Кроме того, для защиты гособоронзаказа от западных санкций все конкурсы по закупкам Минобороны, ФСБ и СВР до 1 июля 2018 года будут закрытыми.
Общая сумма контрактов, которые теперь будут «секретными», составляет более 10 трлн рублей в год.
По словам близкого к «Роснефти» собеседника издания, госкомпании обеспокоены возможностью обнаружения данных о внутригрупповых и финансовых сделках.
Помимо этого находящиеся под санкциями компании хотят скрыть информацию о контрагентах.
Близкий к Роскосмосу источник отмечает, что из-за санкций постоянно возникают проблемы при работе с крупными подрядчиками, включая российских.
Перевод торгов в закрытую систему также позволит при размещении гособоронзаказа избежать претензий от компаний, участия которых организаторы торгов хотели бы избежать, рассказал газете бывший чиновник.
Решение правительства закрыть данные о поставщиках госкомпаний действительно может быть связано с санкциями, считает эксперт по закупкам экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский.
Анализ трафика сайта госзакупок, как отметил эксперт, показывает, что значительная часть запросов приходит из-за рубежа. Западные страны заинтересованы в получении информации о цепочках поставок.
Логика нового американского санкционного закона такова, что тяжелым санкциям могут подвергнуться все компании в мире и в России, имеющие существенные сделки с ФСБ, СВР и военной разведкой ГРУ, а также с основными поставщиками вооружений по гособоронзаказу.
При этом МЭР ранее сообщило, что более 96% всех закупок госкорпораций проходят на неконкурентной основе. Так, например, по 51% контрактов закупки проходят у единственного поставщика, а остальные, в основном, маскируются различными способами, чтобы скрыть единственного поставщика.