Бывший президент СССР Михаил Горбачев рассказал о своей новой книге «Остаюсь оптимизмом», отметив, что России нужно избавляться от сталинизма.
«Я хотел бы тех поддержать, кто считает правильным, что надо избавляться от сталинизма», — сказал он, признавшись, что в молодости был сталинистом, а впоследствии отказался от этой идеологии, передает ТАСС.
На презентации книги он также рассуждал о предстоящих президентских выборах в России, назвав это острым вопросом, передает РИА «Новости».
«Плюсы перевешивают у нынешнего президента. Я мог делать замечания и в прессе, и выступая — по недостаткам, но считаю, что сейчас моя позиция более правильная», — сказал Горбачев. В то же время он высказался за принцип сменяемости власти, который «всех заставляет подтягиваться, стараться».
Кроме того, по его словам, народ должен проходить демократические процессы, участвовать в управлении государством.
Сама книга посвящена его воспоминаниям о жизни, начиная с детских лет. Он рассказывает о том, как пришел к власти в СССР, размышляет о драматических периодах истории страны: о перестройке и причинах развала Советского Союза. Также он делится мнением о характере власти в современной России и международных отношениях.
Теме отношения к Иосифу Сталину посвящено немало страниц книги.
В книге описано, как были репрессированы оба его деда. В том числе Горбачев пишет о пытках, которым подвергся один из них.
«Добиваясь признания, следователь слепил его яркой лампой, жестоко избивал, ломал руки, зажимая их дверью. Когда эти «стандартные» пытки не дали результатов, придумали новую: напяливали на деда сырой тулуп и сажали на горячую плиту», — описал Горбачев судьбу своего деда Пантелея Ефимовича. В итоге те, кто его пытали в НКВД, сами были арестованы в ходе «чистки», деда отпустили.
Второй дед вернулся из ГУЛАГа живым. Он был арестован за невыполнение плана посева и отправлен на два года на лесоповал в Иркутскую область.
Сам Горбачев во времена оттепели был направлен разъяснить населению новую политику партии. При этомы выяснилось, что к разоблачениям Сталина население отнеслось неодобрительно.
«Меня поразила и та версия объяснения репрессий, которая сформировалась в сознании многих простых людей. Мол, наказаны в 30-х годах Сталиным были те, кто притеснял народ, вот им и отлились наши слезы», — отметил в книге Горбачев.
Кроме того, его потрясла сталинская антисемитская кампания против «безродных космополитов». Он рассказывает об истории, когда его друга-фронтовика толпа с оскорблениями «выбросила из трамвая».
Также Горбачев рассказывает об особенностях отношений в руководстве страны. Он отметил, что лидеры СССР не ходили друг к другу в гости.
«Даже с (Юрием) Андроповым, несмотря на добрые отношения, нам так ни разу и не пришлось пообщаться в домашней обстановке», — пишет он.
Однажды Горбачев проявил инициативу и позвал Андропова на дачу — тогда они у них были по соседству. Это было в конце 1980 года. Он позвал Андропова на «ставропольский стол» с супругой Татьяной Филипповной. Однако тот отказался, так как «завтра же начнутся пересуды: кто? где? зачем? что обсуждали?» Горбачев пытался возразить, но Андропов его разуверил.
«Именно так. Мы с Татьяной Филипповной еще будем идти к тебе, а Леониду Ильичу [Брежневу] уже начнут докладывать», — объяснил опытный Андропов.
Также Горбачев в книге признается, что от водки и спирта не получает никакого удовольствия. Еще мальчишке ему после жатвы механизаторы «поднесли» спирт.
«Надо было на выдохе выпить, а потом сразу же, не переводя дыхания, запить холодной водой. А я так. Что со мной было! Механизаторы покатываются от смеха, и больше всех смеялся отец. Урок действительно пошел на пользу — никакого удовольствия от водки или спирта я потом не получал», — пишет Горбачев.
В книге экс-президент СССР подчеркивает, что не он принимал решение о роспуске страны, а лидеры республик — Россия, Украина и Белоруссия.
«Верховные советы республик почти поголовно проголосовали за развал СССР. Особенно цинично вели себя коммунисты.
Депутат Севастьянов заявил: «Да за что угодно проголосуем, лишь бы избавиться от Горбачева!» Не осудило распад Союза и общественное мнение. Я был потрясен», — признается Горбачев.
Также он отвергает и упреки в том, что допустил расширение НАТО на восток. По его словам, тогда НАТО на восток не продвигалось — на территории бывшей ГДР не появилось ни одного натовского солдата. Более того, ФРГ продолжает выполнять свои обязательства, отметил он. При этом обсуждать вопрос о «договоре о нерасширении НАТО» в тех условиях было даже юридически невозможно, уверен он.
«До июля 1991 года существовало два военно-политических блока — НАТО и Организация Варшавского договора. Страны — члены ОВД этот вопрос не ставили. Если бы этот вопрос поставили мы, это выглядело бы по меньшей мере странно», — объясняет он.
Также Горбачев дает оценки современному обществу, анализирует успехи и неудачи Путина.
«Путин унаследовал хаос. Бездействовать было нельзя. Для стабилизации обстановки он прибег к экстраординарным мерам, некоторые из них имели авторитарный характер», — отмечает Горбачев, отмечая, что «до определенного предела» считал эти меры допустимыми.
Он отмечает, что благодаря Путина ситуация в стране стабилизировалась, укрепились международные позиции России, при этом помогла президенту внешнеэкономическая конъюнктура — рост цен на нефть до 100-120 долларов за баррель.
«Как тут не вспомнить обвал этих цен в годы перестройки», — отмечает он.
При этом он критикует Путина за то, что реформы не были продолжены, а роли парламента, гражданского общества, СМИ и судебной системы ослабились. Также он считает, что в России приняты законы, ограничившие свободы: закон о митингах, в частности.
«Я, как и многие, до последнего момента надеялся, что президент не подпишет его», — признается Горбачев.
Критикует он и закон об «иностранных агентах», хотя признает, что цели его были правильными.
Горбачев критикует и Запад, который «воспользовался слабостью России после распада Советского Союза и объявил себя победителем в холодной войне». По мнению экс-президента СССР, был предан забвению «принцип равноправия в международных отношениях», и именно это стало причиной нынешних проблем.
Он также выразил надежду на диалог Путина и президента США Дональда Трампа.
«В мировой политике сбились все настройки, все приоритеты. Глобальные проблемы игнорируются, конфликты подогреваются. Так дальше вести дела нельзя», — убежден Горбачев.
Лидеров он призвал к импульсу, который положит отношения на стол переговоров.