Клоунаду с Михаилом Саакашвили, поняв, что, конечно, тогда случился перебор, БГ ныне объясняет так: «С Саакашвили не знаком совсем. Как-то он попросил сделать селфи после концерта. Я не стал отказывать человеку. Вот и вся история. Но знаю, как его и по сей день любят и уважают в Грузии». Последняя фраза – разумеется, изощренное издевательство над любителем селфи: известно, как относятся в Грузии к заочно осужденному там Саакашвили. У БГ даже песня такая была – «Селфи». Песня прекрасная. Там есть такие строчки: «Те, кому я протягивал руку, спотыкались и сбивались с пути; я хозяин этого прекрасного мира, но мне некуда в нем идти».
Но при всех уловках и словесной эквилибристике мировоззрение БГ последних лет было, в общем, понятным.
2 апреля Б. Б. Гребенщиков дал интервью агентству ТАСС, и вот там уже явно наметились расхождения с прежним строем мысли:
— А в Крыму «Аквариум» за последние четыре года был?
— После марта 2014-го нам не поступило ни одного разумного предложения по гастролям. Сделают — поедем с большим удовольствием. Хочу этого и жду, у меня ведь полжизни прошло в Крыму. Мы и в Луганске с Донецком готовы выступить, если грамотно организуют наш концерт, обеспечат все необходимое для выступления.
— Киев после этого будет для вас закрыт.
— Разумные люди всегда найдут возможность договориться, а с придурками общаться не собираемся. Мы же не к политикам едем, а к зрителям, которых за эти годы и на Украине меньше не стало, уверяю вас.
Фото: РИА Новости
Многих подобные метаморфозы озадачили, а мне кажется объясняются они просто.
В марте БГ попал в реанимацию, причины и диагнозы нас не должны интересовать, принципиально именно состояние – между жизнью и смертью. Пограничье способствует концентрации внимания в нужных местах: то есть на себе, и в этом нет ничего зазорного. БГ, как мне кажется, больше всего в себе ценит не творческие достижения и долголетие художника, не альбомы, фильмы, книги и культовый статус, а масштаб личности.
Майданные симпатии, идеи и комплексы этот масштаб явно преуменьшают, Крым же и Донбасс – если не увеличивают, то приводят в прежнее соответствие. Возвращают БГ во времена «Русского альбома», где величие и масштаб «русского мира» был больше самого БГ, был больше комплексов отдельно взятого человека. Это, если хотите, объективная реальность, независимая от этических и политических оценок. И чутьем большого художника БГ почувствовал нужный своему сегодняшнему состоянию контекст.