Как поведёт себя элита в условиях жёстких санкций
Фото: Сергей Коньков/ ТАСС
Материал комментируют:
Александр Шатилов
Павел Салин
Американские санкции впервые так явно ударили по российской экономике: финансовые рынки в Москве пошатнулись, империя бизнесмена Олега Дерипаски под угрозой. Дрожат и другие олигархи, пишет на страницах немецкого издания Der Spiegel Беньямин Биддер.
Стоимость рубля продолжает падать. Для российских граждан падение национальной валюты — самый явный признак того, насколько сильный удар наносят американские санкции на этот раз.
«Еще более драматичными являются последствия для клуба российских олигархов, — отмечает Биддер. — На сайте американского журнала Forbes практически в реальном времени можно следить за тем, как тают их состояния».
Характерно, что на этот раз под удар попали российские бизнесмены, которые не замечены в «провластных проектах».
В частности, новые санкции могут отрезать бизнес Дерипаски от его клиентов на мировом рынке. В официальном обосновании, опубликованном на сайте Минфина США, речь идет лишь о наказании за «злонамеренные действия России». При этом Дерипаска даже не входит в круг особенно близких к Кремлю бизнесменов. Он разбогател не при Путине, а в эпоху его предшественника Ельцина, отмечает автор статьи.
«Процесс напоминает о лете 2014 года. Политики США и Европы надеялись, что экономическое давление сподвигнет российских миллиардеров к сдерживанию Путина или даже к отдалению от него. Надежды не оправдались. Наоборот: чем сильнее Запад увеличивал прессинг, тем больше становилась поддержка Путина в его стране», — отмечает автор.
Надо признать, что американские санкции уже породили тревожные ожидания в российском обществе. Население, едва начавшее оправляться от кризиса 2014 года, опасается нового витка цен в связи с «проседанием» рубля. Пресс-секретарю президента России Дмитрию Пескову даже пришлось сделать заявление о том, что «эмоциональная и частично спекулятивная» реакция рынка не приведёт к тяжёлым последствиям для рядового потребителя. Однако у нас не особенно принято доверять успокаивающим заявлениям, исходящим «сверху». Насколько серьёзно американцы готовы проверять на прочность Россию, и как поведёт себя в данной ситуации российская элита, попавшая под удар?
— Конечно, за санкциями, как и за заявлениями Трампа может стоять характерный для американцев приём — противника необходимо подвергнуть максимальному психологическому прессингу, — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — С одной стороны, Россию пытаются запугать перспективой глобальной войны. С другой — проверяют российскую элиту, насколько она готова бороться, и принимать адекватные контрмеры.
Если наша элита запаникует и даст обратный ход в связи с санкциями или ситуацией в Сирии, её можно будет прогибать и по другим позициям.
Иначе говоря, Россию проверяют, насколько она готова «отвечать за базар». Вообще глобальная политика всё больше напоминает разговор криминальных авторитетов. По крайней мере, политики и дипломаты США ведут себя с откровенным уголовным уклоном.
Но в целом, есть ощущение, что Трамп в очередной раз пытается действовать по принципу — угроза выше исполнения. Главная цель такой тактики — заставить противника нервничать и совершать ошибки.
Если Россия, как по официальным, так и по неофициальным каналам даст понять, что не отступит, то и американцы вряд ли решатся наносить удар по Сирии. Тем более что у России всегда в запасе свои ответы, в частности, на Донбассе. Американцы подогнали человечество к красной черте, за которой может последовать катастрофа. Но у России есть шанс устоять только в том случае, если мы не пойдём на принципиальные уступки в той же Сирии. Если мы проявим твёрдость, то американцы сами вынуждены будут пойти на попятный, тем более что всем неангажированным экспертам ясно, что обвинения Асада в химатаке в Думе — дутые. Как и обвинения России в отравлении Скрипаля.
«СП»: — Насколько наша элита, включая её бизнес-составляющую, готова консолидироваться в условиях санкций и давления Запада? Может быть наоборот те, кого принято называть олигархами, начнут давить на Кремль?
— Мне кажется, сейчас не та ситуация, чтобы давить на Кремль. Лично у Владимира Путина была возможность не раз убедиться, что идя на поводу у нашей либеральной части элиты, страна чаще всего ухудшает свои позиции, как в политике, так и в экономике. Типичный пример — Минские соглашения. Наше бизнес-сообщество и либеральная часть руководства страны убедили Путина, что надо действовать осторожно, чтобы избежать серьёзных американских санкций. Как мы видим, этот рецепт не сработал. В таких условиях оказывать давление на Кремль либералам будет себе дороже. Думаю, что у Владимира Путина уже чешутся руки провести определённые кадровые чистки, сделав внутриэлитную ситуацию более благоприятной в столь непростых международных реалиях.
— Когда господин Песков говорил, что не стоит волноваться, он обращался к широким слоям населения, которые вчера испугались, что вслед за обвалом рубля резко вырастут цены, — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Все вспомнили историю 2014 года, когда после резкого роста доллара и евро к рублю, подскочили цены и упали зарплаты.
Думаю, что повторения того сценария сейчас не будет. Рубль постепенно отыграется. Может быть, курс доллара не вернётся на прежний уровень, будет на 2−3 рубля выше, чем до нового пакета санкций. Это если и скажется на потребительских ценах, то минимально.
Что касается тех бизнесменов, кто попал под санкции и может попасть — тут действительно мера психологического воздействия.
Задача тех, кто планировал эти санкции, была не столько насолить Дерипаске, Вексельбергу и прочим представителям бизнес-элиты России, сколько продемонстрировать, что под санкции теперь попасть может любой, вне зависимости от близости к Кремлю. В частности, это демонстрирует попадание под санкции упомянутого Вексельберга, который не был замечен ни в каких провластных проектах.
Но я думаю, что американцы не добьются своей главной цели. Стоит учитывать психологию крупного российского бизнеса и общую внутриполитическую ситуацию.
Российский бизнес даже скрыто не готов сейчас играть против власти.
Американцы это предполагают. Именно поэтому уже на осень этого года запланировано обсуждение нового пакета секторальных антироссийских санкций. Это будет уже удар «по площадям» российской экономики.
«СП»: — То есть российская бизнес-элита, склонив голову, будет принимать всё новые санкции, и мыслей о том, чтобы попытаться повлиять на Кремль, заставить его изменить внешнюю политику России, у неё даже не возникнет?
— Подобные мысли появляются тогда, когда есть возможности их осуществить. У крупного российского бизнеса таких возможностей нет. Как только они что-то этакое начнут обсуждать в узком кругу, это быстро станет известно в высоких кабинетах. И бизнесменам придётся объяснять компетентным товарищам в погонах, что они имели в виду. У российского бизнеса нет инструментов, чтобы серьёзно повлиять на власть.
Алексей Полубота