Бывший руководитель подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Хельсинки Яри Аарнио осужден на 13 лет за организацию незаконного оборота наркотиков в Хельсинки. Это было самое громкое дело в Финляндии — не только последних лет, но и, возможно, за всю историю.
Яри Аарнио сидит в комфортабельной финской тюрьме, в прошлом году он отметил здесь 60-летний юбилей. Но ему там все равно не нравится.
Мы привыкли к тому, что Финляндия — тихая, благополучная страна, где чиновники не воруют, а полицейские вежливы и предупредительны. Однако процесс над Яри Аарнио в корне изменил это мнение — прежде всего самих финнов. Возможно даже, призовые места в коррупционном рейтинге Transparency International, которые ежегодно занимает Суоми-красавица, не вполне справедливы.
Яри Аарнио делал прекрасную карьеру в полиции, куда пришел работать в 1979 году. В 1987 году стал «полицейским года», а в 1999 году был назначен начальником Хельсинкского корпуса наркотиков — так здесь называют это подразделение.
Однако в 2013 году в финской прессе было опубликовано скандальное интервью с сутенером, из которого стало понятно, что Аарнио уже 15 лет как крышует проституцию. Через месяц руководитель подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Хельсинки был арестован, в его доме прошли обыски. Он был заключен под стражу по подозрению во взяточничестве, контрабанде наркотиков и совершении должностных преступлений.
В частности, прокуратура обвинила его во ввозе в страну сотен килограммов гашиша.
29 декабря 2016 года Яри Аарнио был приговорен к 13 годам, однако по финским законам отсидит лишь половину срока. Подсудимый так и не признал свою вину.
Как правило, такого рода громкие дела влияют на общественное мнение.
В 2012 году Финляндия оказалась на вершине Индекса восприятия коррупции Transparency International. При этом по опросам местного МВД 27 процентов финнов считали, что коррупция в той или иной форме процветает в полиции. Согласно же опросу 2014 года, уверенность в том, что финские полицейские коррумпированы или позволяют себе неэтичное поведение, разделяли уже 42 процента респондентов.
Безусловно, на наши оценки влияет, главным образом, пресса, освещающая ход уголовных процессов. Ведь за два года в Финляндии мало что изменилось. Ну, разве что граждане этой страны вдруг узнали, что один из крупных полицейских чиновников организовал устойчивую преступную группу, действовавшую много лет. Она занималась контрабандой и распространением наркотиков, отмывая миллионы евро, а значит, в нее наверняка были вовлечены и представители других госструктур, которых выявить просто не удалось.
В свое время я подправил Индекс восприятия коррупции Transparency International с учетом данных Евробарометра и опроса наших социологических служб. Свою методологию я подробно изложил в посте Европа. Коррупция. Итоги. Нелишне будет повторить рейтинг, который у меня получился.