Пенсионная реформа, планы которой обновленное российское правительство анонсировало еще в июне 2018 года, до сих пор находилась в некоем подвешенном состоянии. Состоялось первое чтение в Госдуме, где за проголосовала только правящая фракция (за исключением Натальи Поклонской), прозвучали тысячи выступлений чиновников и экспертов, но не хватало самого главного голоса.
И вот в последнюю аномально жаркую среду лета, 29 августа, ровно в полдень, Владимир Путин выступил с обращением к гражданам России. Случай беспрецедентный – никогда ранее за 18 лет своего правления Владимир Владимирович не обращался к избирателям лично по социально-экономическим вопросам. Впрочем, как и ни по каким другим. Подобных обращений к нации просто не было. И это лишний раз подчеркивает эпохальную важность планируемых изменений в пенсионном законодательстве. Обращение президента вызвало бурную реакцию в обществе и среди экспертов, что, безусловно, логично. На страницах нашего издания мы решили дать слово представителям регионов, посчитав, что их мнение будет менее ангажированным, нежели точка зрения избалованных эфирами центральных каналов столичных пропагандистов.
МОТИВЫ ОБРАЩЕНИЯ
До этого Путин, 13 лет назад заявивший, что повышения пенсионного возраста не будет, «пока он президент», лишь два раза высказывался по реформе, и каждый раз очень обтекаемо, выражая намерение все серьезно обдумать, «чтобы не возникло неудобств для людей». Собственно, и лидеры «Единой России» до последнего момента возражали против реформы: так, вице-спикер, заместитель секретаря генсовета «Единой России» называл идеи повышения пенсионного возраста «газетной уткой» либо «проявлением крайней безответственности со стороны некоторых чиновников».
Между тем дела в Пенсионном фонде давно идут плохо. Скажем, сенатор Сергей Лисовский, говоря об этой организации, констатировал: «Где деньги? Часть разворовали. Часть неэффективно использовали. Например, если посмотреть в регионах здания пенсионных фондов, станет понятно, что с деньгами у них все хорошо».
И, наконец, в торжественной атмосфере гарант Конституции определил свое отношение к законопроекту, ожидающему второго чтения. Любопытно, что как раз перед этим обращением на две недели полностью исчез из информационного пространства премьер-министр Дмитрий Медведев – тот самый человек, которому выпала незавидная роль озвучить основные предложения по пенсионной реформе. Напомним их:
Возраст выхода на пенсию повышается с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 63 лет для женщин.
Этот параметр будет меняться постепенно, на полгода в год.
Следовательно, первыми полноценно «пострадавшими» от реформы станут мужчины 1963-го и женщины 1971 года рождения.
Реакция россиян была предсказуемой – митинги, протесты, издевательские комментарии в блогах и социальных сетях. Сложилось ощущение, что власть оказалась не слишком готова к этому: Центризбирком даже признал законными сразу три формулировки для возможных референдумов – хотя, конечно, никакого решения по факту проведения этих референдумов не принял.
Владимир Путин начал с хронологии событий: дата вноса законопроекта в Госдуму, дата первого рассмотрения. Он позитивно охарактеризовал этот документ: «Его основная задача – обеспечить устойчивость финансовой пенсионной системы на долгие годы вперед». Таким образом, стало ясно, что отмены пенсионной реформы не будет.
Первые десять минут Владимир Владимирович объяснял, почему пенсионная реформа необходима. Он признал: «Тогда, в двухтысячных, я был против» – и вспомнил прямую линию 2005 года, где пообещал не повышать пенсионный возраст. Обосновал неизбежность реформы: «Соотношение работающих и платящих отчисления в Пенсионный фонд граждан и получающих пенсию по старости составляло 1,7 в 2005 году, а в 2019-м будет всего 1,2».
Отдельно Путин остановился на предлагаемом оппозицией введении прогрессивной шкалы подоходного налога – по его словам, эта мера даст лишь 70–120 млрд рублей в год, тогда как пенсионной системе нужно заметно больше денег. Президент не пояснил, почему он вообще отказывается от этих «70–120 млрд»: копейка все-таки рубль бережет.
Также президент коснулся и возведения упомянутых выше роскошных зданий Пенсионного фонда, заметив, что все «это не больше 120 млрд».
КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
«Самое простое решение для действующей власти – ничего не менять. В бюджете есть ресурсы, мы можем минимум 10 лет индексировать пенсии в установленный срок», – признал Владимир Путин. Но в этом случае будущая реформа станет намного более болезненной.
После этого Путин перешел к своим конкретным предложениям.
«В проекте закона предлагается увеличить пенсионный возраст для женщин на 8 лет – до 63 лет, тогда как для мужчин он повышается на 5 лет. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет <…>.
Мы должны предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых 5 и более детей, все должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет <…>.
Считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу граждан по причине их возраста <…>.
Предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста. Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года (ранее, по букве законопроекта, в 2019 году вообще никто не должен был выйти на пенсию по возрасту. –Прим. ред.) <…>.
Предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год <…>.
Необходима 25-процентная надбавка к пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве <…>.
Считаю, что у тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учетом заработанного стажа. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию. Для женщин с 40 до 37 лет, а для мужчин с 45 до 42 <…>.
Считаю принципиальным сохранить на переходный период, до завершения преобразований в пенсионной системе, все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года. Имею в виду льготы по налогам на недвижимость и землю. Ими смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, еще до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок».
В результате реализации пенсионных пожеланий правительства с учетом президентских корректировок рост пенсий ускорится. Уже в 2019 году они будут проиндексированы примерно на 7%, а к 2024 году достигнут среднего показателя 20 тыс. руб. в месяц.
«Предложения, о которых я сегодня говорил, будут оформлены в качестве поправок и в кратчайшие сроки внесены в Государственную думу», – сказал в завершение президент. К сожалению, он ни словом не упомянул о предложениях провести референдум по «пенсионному вопросу»: судя по всему, аналитики Кремля пришли к выводу, что, несмотря на массовую информационную атаку по всем направлениям, получить большинство сторонники реформы не смогут.
Выступление президента оставило двойственное впечатление. С одной стороны, он искренне и открыто обратился к народу, с другой – это все же был монолог, а не диалог.
Александр Чернявский,
политический аналитик
(Красноярск):
«Путин честно признался, что экономической «подушки безопасности» хватит нам максимум на 7–10 лет. И когда обрисовал экономическую ситуацию в стране, не было оснований ему не доверять. Проблема ведь не в самой пенсионной реформе, а в неэффективной экономике. Понятно, что это выступление политических очков президенту не добавит».
Сергей Горин, политтехнолог,
психотерапевт, член Союза
журналистов России
(Московская область):
«В обращении Путина было мало объективных обоснований пенсионной реформы. Предпринята очевидная попытка, так сказать, подсластить пилюлю: сейчас будет хуже, чтобы потом стало лучше всем.
Как могут отреагировать граждане России на это выступление? А куда им деваться?»
Наталия Закхайм,
финансовый и бизнес-консультант,
соучредительница компании
«Личность и капитал»
(Санкт-Петербург):
«Президент был, считаю, абсолютно убедителен. Все объяснено предельно аргументированно: стране нужно больше работающих и – шире – экономически активных людей, с этим не поспоришь».
Владимир Владимиров,
депутат Городского совета
Красноярска, предприниматель:
«Когда объявили о предстоящем обращении президента, многие думали: придет добрый царь и отменит решение, принятое плохими боярами. Но этого не произошло. Реформа давно назрела, и ее в любом случае надо проводить. Что касается роста социальной напряженности в обществе, я считаю, никакого взрыва не будет. Если бы он мог произойти, то уже произошел бы».
Юлия Фроловичева,
руководитель
специализирующегося
на производстве зерна
и картофеля хозяйства
в Орловской области:
«Ранний выход на пенсию многодетных матерей может повлиять на мотивацию молодых семей иметь больше детей. Что же касается сельских надбавок, то, к сожалению, воспользоваться ими смогут единицы. На селе уже нет такого, чтобы все работали, как в как раньше в колхозах. К тому же проработать надо как минимум 30 лет, то есть весь трудовой стаж».
Владимир Чесалин,
блогер (Брянск):
«Мое требование остается прежним: пенсии живым! При средней продолжительности жизни мужчины 65 лет какая пенсия ему светит? А проблему денег надо решать за счет теневой экономики».
Владимир Громковский,
финансист и благотворитель
(Ярославль):
«Очень плохо, что не выделены в отдельную строку деревенские пенсионеры исторической Руси. Это самая несчастная и беззащитная часть стариков, не имеющих никаких преимуществ, сравнимых не только с московскими, но просто с городскими».
Александр Ехалов,
писатель, пропагандист
деревенской жизни (Вологда):
«Очевидно, мы потеряли еще одно наше завоевание, как потеряли и другие, которые дались нашим отцам, дедам потом и кровью: рост зарплат, пенсий, бесплатные медицина, образование, жилье, санатории, курорты. Нас пугают: если мы не заставим вас работать дольше, станет еще хуже. Хотя сегодня более 38 миллионов трудоспособного населения неизвестно где и чем заняты. Работа в нашей стране становится привилегией».
Рустем Вахитов,
кандидат философских наук,
доцент кафедры философии
Башкирского
государственного
университета, г. Уфа:
«Госслужащие сохранили себе пенсии, которые выплачиваются из госбюджета и поэтому ни от каких колебаний демографической статистики и прочих стихийных процессов не зависят. А народу они предоставили право обеспечивать свою старость и старость поколения своих родителей самостоятельно».
Виктор Бурлаков,
политолог,
Приморский край:
«Из обращения Путина напрашивается вывод: в стране все довольно плохо. Загибается экономическая система. Курс, начатый в 1990-х годах, был не самым удачным.
Что касается региональной специфики, то для Дальнего Востока ничего не изменится. Дело в том, что пенсионная ситуация на востоке страны всегда была специфической. Главная составляющая этой специфики – льготная система пенсионного обеспечения. Учитывались «северные» надбавки, «северный» и региональный стажи. В пенсионной реформе этот момент никак не обозначен. И президент об этом тоже ничего не сказал. Получается, что дальневосточников приравняли к жителям других, более комфортных для жизни субъектов России. Тогда как климатические условия на востоке стране далеки от западных.
На Дальнем Востоке средняя продолжительность жизни ниже общероссийской. Таким образом, пенсионная реформа никак не учитывает специфику Дальнего Востока. Считаю, что решение о принятии реформы в таком виде приведет к очередной волне оттока населения
с востока страны. При отсутствии льгот и преференций у людей просто нет стимулов там оставаться».