Защитим себя сами!

Автор памятника Калашникову Щербаков призвал СМИ «наплевать на ошибку»

Но пообещал учесть все замечания при создании следующего памятника

Скульптор (многие добавляют «новый придворный») Салават Щербаков приковал повышенное внимание к себе и уже прочно застолбил за собой место ньюсмейкера. Не только своими творениями, в том числе ошибочными (на памятнике Калашникову изображен чертеж немецкой винтовки), но и речами. Собственно, вот…

 

Автор памятника Калашникову Щербаков призвал СМИ

Фото: MSK agency

 

— Салават Александрович, из-за чего случилась ошибка?

— Когда идет работа такого большого объема, всякое случается. Так что это вопрос пафосный.

— Вы уже ошибались в памятниках, поэтому…

— (Перебивает.) А вас это радует?

— А как вы думаете?

— Тогда вы должны по-другому подходить к вопросу. Ошибки везде бывают, в том числе в текстах. Их потом перепечатывают. И я исправлю свою ошибку. Сложившаяся ситуация называется «из пушек стрелять по воробьям». Проблема чисто рабочая. Политической составляющей тут нет. Прессе должно быть наплевать на эту ошибку.

— А заказчикам памятника?

— Ну понятно же, что если есть ошибка, то мы ее исправляем. Спасибо, что вы о нас обо всех заботитесь.

— Как исправите ошибку?

— Возьмем чертеж, в котором все уверены, и нанесем его на этом месте. Нас никто не торопит, но на годы это не растянется. Примерно за неделю должны справиться.

— У вас есть помощники и как вы их контролируете?

— Есть. Слежу за всем. Этот памятник мы делали с музеем и Интернетом. Кстати, все восемь моделей автоматов абсолютно верные.

— Как вы отнеслись к критике памятника Калашникову?

— С интересом, как всегда. Учтем все замечания при создании следующего памятника.

— Какого?

— Пока не могу сказать.

■ ■ ■

…Мы дозвонились скульптору Григорию Потоцкому и выяснили у него особенности создания памятников историческим личностям:

— Государство решает, к какому юбилею какой памятник выпустить. Минкульт объявляет конкурс. Привлекает к этому приближенных. Как правило, это одни и те же лица. Да, им доверяют, но их все равно ограничивают в свободе выбора. Ведь заказчики таких памятников-штампов — посредственные начальники, которые вчера были рабочими или строителями. Им и в голову не приходит, что можно делать памятники независимые, думающие, образные.

Щербаков — талантливый и способный мастер. Он выполняет свое дело хорошо, но сейчас у него случился казус. Если манера выбрана реалистическая, то надо быть точным до мельчайших деталей. Скульптор должен ходить в архивы, музеи, галереи, к историкам, изучать специализированные материалы в Интернете, только потом приступать к наброскам. Их тоже потом надо показывать специалистам.

Но тут дело даже не в скульпторе. Он выполняет заказ настолько, насколько глупы заказчики. У мастера, к сожалению, нет свободы выбора. Когда ставят задачу сделать памятник автомату, а не человеку, ему не приходится выбирать.

А еще дело в зрителях, которые уже не приемлют военного присутствия в мирное время. И это не исключает в них патриотизма. Нельзя понимать его сквозь автоматы и звездочку. Патриотизм надо понимать через Пушкина, Гоголя, того же Калашникова. Ученого, а не автоматчика.