Минобороны РФ парировало хвастливые заявления английского министра о мощи своего авианосца
Сергей Аксенов
Крупнейший авианосец ВМФ Великобритании HMS Queen Elizabeth (Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/TASS)
Противостоящие друг другу российские и британские военные пока ограничиваются словесной дуэлью. Минобороны РФ ответило на заявление министра обороны Великобритании Майкла Фэллона о превосходстве нового авианосца «Королева Елизавета» над нашим авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов».
По словам официального представителя Минобороны Игоря Конашенкова, британский министр не отличается знанием военной науки. Он назвал заявление Фэллона «экзальтированным» и пояснил, что британский корабль является, по сути, «авиаматкой», способной лишь «выпускать из чрева самолеты» и требующей боевого охранения.
«В отличие от авианесущего крейсера „Адмирал Кузнецов“, оснащенного зенитным, противолодочным и самое главное, противокорабельным ракетным вооружением „Гранит“, британский авианосец — всего лишь удобная крупногабаритная морская цель», — констатировал Конашенков.
Ироничная оценка прозвучала в ответ на выпады Фэллона в интервью изданию The Telegraf. Министр предположил, что русские будут с завистью смотреть на новый британский авианосец. Он пообещал защищать новый флагман фрегатами и эсминцами, а также использовать для поиска российских подлодок вертолеты.
Напомним, недавний поход российской корабельно-ударной группы во главе с «Адмиралом Кузнецовым» через Ла-Манш к берегам Сирии вызвал болезненную реакцию в Великобритании. С подачи того же Фэллона страны-члены НАТО отказывали российским кораблям в дозаправке в портах. Имея политические амбиции, министр прямо заявляет о приверженности курсу Черчилля и Тэтчер в вопросе противостояния России.
Авианосец «Королева Елизавета», как и его строящийся собрат «Принц Уэльский», в три раза крупнее своих предшественников типа «Инвисибл» и сопоставимы с американским «Нимиц» и французским «Шарль де Голль». Минобороны Великобритании уже заказало для них 138 самолетов F-35. На постройку одного судна британская казна потратила 3,5 млрд. фунтов стерлингов.
Среди потенциальных слабых мест авианосца британская The Telegraph называла устаревшее программное обеспечение. Отмечалось, что на компьютерах в диспетчерской комнате корабля была установлена операционная система Windows XP, поддержку которой компания Microsoft на данный момент уже прекратила. Именно эта ОС оказалась наиболее уязвима во время атаки вируса Wannacry.
По мнению главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, отказ советского военного руководства от строительства авианосцев, требующих охранения, в пользу авианесущих крейсеров, обладающих всеми видами вооружений, в современных условиях оказывается оправданным. Современные виды вооружений позволяют эффективно угрожать авианосно-ударным группам противника.
В то же время член-корреспондент РАРАН, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков предостерегает российских военных от шапкозакидательских настроений, но при этом отмечает, что способы нейтрализации британского корабля у ВМФ России имеются.
— Новый британский авианосец не стоит недооценивать. Это враг достаточно серьезный. Вообще, он предназначен для других целей, а не для того, чтобы воевать с нашими надводными силами. В системе НАТО этот корабль будет использоваться для решения задач ПВО и ПЛО. А именно: для оперативного прикрытия противовоздушной и противолодочной обороны главных ударных сил 2-го флота США в Норвежском море. Это 401−1 и 401−2 авианосные ударные группы (АУГ). Авианосец «Королева Елизавета» будет выдвинут в северную часть Норвежского моря. Вот для чего он создавался.
Этот корабль идет на замену авианосцам типа «Илластриес» и «Инвисибл», которые уже разрезали и списали. У нового авианосца не будет катапульт. На нем разместят около 40 самолетов F-35 короткого взлета и посадки, но пока еще корабль ими не укомплектован. Кроме того, будет около 20 вертолетов. Таким образом, британский авианосец по своим оперативным возможностям будет сопоставим с нашим «Кузнецовым». Единственное, у «Кузнецова» радиус действия палубной авиации побольше: для Су-33 это 1,3 тысячи километров, для МиГ-29 — около 1 тысячи, а у британца около 0,8 тысячи километров.
«СП»: — Какова защищенность авианосца «Королева Елизавета»?
— Он будет ходить с охранением эсминцев «Дэринг», тип 45, имеющих мощную противовоздушную оборону. Они могут решать задачи прикрытия от ракетного удара. Во всяком случае, для прорыва противовоздушной обороны двух-трех таких эсминцев и самого авианосца придется организовывать залп не меньшей мощностью, чем по американским авианосцам. Если использовать ракеты «Гранит», которые упомянул Конашенков, то нужен залп не менее 40 ракет. Тогда оборону пробьют. Но организовать такой залп не так просто.
Например, на проекте 1144 (крейсер «Петр Великий» — авт.) их только 20. Если организовывать удар с надводных кораблей и подлодок, то тут вопрос, как сделать это одновременно. Ведь пуски нужно провести одномоментно, с интервалом до одной минуты. Это очень сложная задача.
Еще способ — задействовать морскую ракетную авиацию. Они могут. В двухракетном варианте полк может нанести удар 36−40 ракетами К-22. То есть придется применять комбинированный вариант.
«СП»: — Но с 2018 года на вооружение поступят новые противокарабельные ракеты «Циркон». Там скорость до 7 М, в то время как системы Sea Ceptor, которыми оснащены британские фрегаты охранения, способны перехватывать цели на скорости 3,5 М…
— «Циркон» — это да… Но тут вопрос в дальности боя. Точные данные дальности этой ракеты неизвестны. Если это будет 800 километров, как прогнозируется, то тогда вопросов с поражением целей нет. А если 300−400 километров, то «Циркон» не сильно поможет, так как наш корабль должен подойти на дистанцию залпа. Но это будет трудно сделать. Ведь британец будет атаковать нас своей ударной авиацией, а помогать ему в этом будут американские АУГ. А кроме того, если мы засечем его, он может просто отойти, подводя наш корабль под удар союзников. Он же не дурак.
— «Циркон» — уникальное оружие для борьбы с авианосцами. Если ВМФ России сможет обеспечить его применение, то проблем не будет, — продолжает военный эксперт Дмитрий Корнев — Но надо обеспечить разведку и целеуказание. На данный момент таких средств на дальности, на которой наши корабли могли бы их применять без риска быть уничтоженными в течение 15 минут, для «Циркона» нет. Есть корабельные средства, но дальность их действия такова, что для этого надо войти в зону обороны АУГ противника. А там срок существования подлодки или корабля короткий.
Зона дальней обороны АУГ около 800 километров, более плотная — 400−500 километров. Если у «Циркона» дальность действия примерно 500 километров, а точных данных об этом пока нет, мы получаем проблемы с поражением целей. Сведения о 800-километровой дальности поражения неубедительны, так как известны габариты ракеты. С учетом скорости, расхода топлива это нереальная дальность. Поэтому нужны полноценные космические и воздушные средства целеуказания. Если они будут, двумя-тремя ракетами «Циркон» вполне реально потопить такую цель, как авианосец «Королева Елизавета». Сбить эти ракеты нереально.
«СП»: — Корректно ли сравнивать российский и британский флот или тем более отдельные корабли?
— Нужно помнить, что флот Великобритании работает в составе НАТО. Если он участвует в боевых действиях, значит, мы имеем дело со всем флотом НАТО. Причем, у них взаимодействие между собой отработано — учения проходят постоянно. Флот НАТО можно рассматривать как единый флот, а он с учетом мощи США сильно превосходит наши возможности. Мы можем им противостоять при условии, если обеспечим применение разнородных сил: базовой авиации, воздушной, космической разведки, наземных ракетных систем. В оборонительной операции у нас шансы есть, а вот в наступательной — нет никаких.
«СП»: — Чего, по-вашему, не хватает нашему флоту?
— Российский флот должен стать флотом. Даже если мы достроим все, что сейчас строим, этого будет недостаточно. Нужна концепция развития флота. Нужно понимать, зачем мы это делаем. Сейчас мы строим флот по просьбе промышленности, а не от того, что формулируем те или иные задачи в мировом океане.