Защитим себя сами!

Премиальные «возвраты» Германа Каплуна

В последние годы в российском бизнес-сообществе стало модным выдвигать свои предприятия на различные деловые конкурсы, дабы получить престижную премию и почётное звание, которое поднимает статус владельца той или иной компании. Но, как выяснилось, даже в этом чистом и благородном деле хватает «тёмных пятен». В распоряжении нашей редакции появились документы, которые проливают свет на  обратную сторону престижных конкурсов, проводимых известным агентством РБК в начале 2010-х годов. Речь об известных в широких предпринимательских кругах премиях «Компания года» и «Народная марка».

 

Как следует из документов, попавших в распоряжение редакции, участие и, и как полагают, «гарантированная победа» в корпоративных конкурсах стоили номинантам немалых денег. Однако это ещё полбеды: как выясняется, бывшие совладельцы РБК организовали целую систему «возвратов» для менеджеров крупных бизнес-компаний, которые участвовали в финансировании конкурсов.

При внимательном изучении внутреннего документооборота агентства всплывают фамилии бывших топ-менеджеров РБК Германа Каплуна и Александра Моргульчика, которые, скорее всего, и придумали схемы (очень похожие на «откатные») с целью материально заинтересовать представителей коммерческих структур для участия в этих конкурсах. Суммы в документах фигурируют немалые, причём почти исключительно в наличных.

Так, в ответ на перечисление ООО «НДВ Недвижимость для Вас» полутора миллионов рублей за участие и, и как мы полагаем «гарантированную» победу в одной из номинаций  конкурса РБК тогдашний гендиректор агентства Моргульчик собственноручной подписью распорядился выделить 200 тысяч рублей представителю компании, отвечавшему за её участие в проекте. В заявлении на выдачу этих денег платёж скромно обозначается как аванс на «хозяйственные расходы».

Засветились в этой схеме агентских комиссий даже представители таких гигантов, как «Норильский никель». Так, в декабре 2011 года эта компания заплатила за организацию двух пресс-конференций и проведение круглого стола в РБК 1 миллион 280 тысяч рублей, а в ответ её представитель, согласно «приходнику», одобренному всё тем же Александром Моргульчиком, получил «возврат» в 524 800 рублей под видом «аванса на хозяйственные расходы». Заметим, что организация пресс-коференций – один из регулярных источников доходов агентства, но, судя по всему, и в этой сфере приходилось делиться с теми представителями заказчика, которые влияли на своё руководство, лоббируя проведение подобных мероприятий на территории РБК.  Согласитесь, полмиллиона – неплохая прибавка к зарплате безвестного сотрудника «Норникеля», где и так не обижают людей в доходах.

А вот представителю «Объединённой металлургической компании» (ОМК) досталось поменьше: в том же 2011-м году металлурги перечислили РБК полтора миллиона рублей, судя по документу, для получения основной номинации в премии «Компания года», но представителю ОМК в знак благодарности за участие его фирмы в конкурсе, от щедрот агентства досталось только 300 тысяч.

Зато неплохо поправил свои дела представитель ООО «Ягуар Ленд Ровер». Его компания заплатила РБК сразу за первое полугодие 2011 года целых 14 с половиной миллионов рублей. Эти деньги, судя по всему, пошли на оплату интернет-рекламы и спонсорство компании в парусной регате. По итогам этой сделки удачливый представитель «Ягуара» получил неплохую «комиссию» в сумме 1 миллион 854 тысячи рублей.

Но самые удачливые посредники шли путём привлечения сразу нескольких клиентов, так сказать, работали оптом: так, представитель структуры «Бизнес Форум Диалог» за привлечение участников конкурса «Компания года -2011» получил сразу 2 миллиона 392 тысячи рублей. Этот энергичный менеджер, как выясняется, привлёк для  конкурса РБК Хабаровский аэропорт (800 тысяч рублей), «Петротрест» (1,5 млн. рублей), медицинскую компанию «Он клиник» (1,5 млн. рублей), а также «МРСК Волги» (800 тысяч рублей).

До появления этих компрометирующих документов, ежегодная национальная  премия  «Компания года» долгие годы считалась одной из самых престижных в России. Одно время мероприятие даже проводилось под патронажем  Торгово-промышленной палаты РФ. Лауреатами премии становились как российские, так и зарубежные компании.

Со сменой собственников агентства РБК права на проведение конкурсов «Компания года» и «Народная марка» перешли к бывшим акционерам холдинга Герману Каплуну и Александру Моргульчику. Эти предприимчивые граждане стали владельцами агентства Anews, под эгидой которого и поныне проводят свои коммерческие конкурсы. Как полагают информированные источники, с тех пор мероприятия заметно потеряли свою привлекательность, статус их снизился,  снизились и тарифы за участие и гарантированную победу в конкурсах. Соответственно – уменьшились и «возвраты» посредникам, которые обеспечивали приток бизнесменов, готовых платить за сомнительные грамоты-медальки от Моргульчика и Каплуна.

Самое печальное в этой истории, что само агентство РБК когда-то создавалось как независимая медиа-площадка, которая способствовала развитию отечественного бизнеса. Заметим, того самого бизнеса, который и без того страдает от «откатчиков», засевших во всех государственных структурах – без них невозможно ни получить выгодный контракт, ни выиграть конкурс на открытых торгах. Но, как выясняется, алчного «откатчика» можно встретить не только в министерских кабинетах и прочих госструктурах, а во вполне себе частных крупнейших бизнес-структурах, которые, по идее, должны бороться за прозрачность в бизнесе и развитие рыночной экономики. И бывшие топ-менеджеры и совладельцы РБК в то время этому, видимо, активно способствовали. Но если «чемпионам» этой экономики приходится фактически покупать себе знаки их достижений в предпринимательстве, то назвать это свободным рынком как-то язык не поворачивается…

Обзор «Совершенно секретно»

 

#Метки: