Защитим себя сами!

Проблемы ждут США, а не Россию: выход Катара из ОПЕК не нарушит планов Москвы

Катар объявил о выходе из ОПЕК с 1 января 2019 года. О том, какие риски это таит для России и как отразится на рынке нефти и газа, рассказал генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Госминистр по делам энергетики Катара Саад бен Шрида аль-Кааби заявил, что государство 1 января 2019 года покинет Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК), чтобы сосредоточиться на производстве сжиженного природного газа (СПГ). Так, в планах Катара увеличить производство СПГ с 77 до 110 миллионов тонн в год.

Это заявление незначительно повлияло на цены на нефть марки Brent, которая выросла на 5,44% на фоне более сильного заявления президента России Владимира Путина на полях саммита G20 о достигнутой с Саудовской Аравией договоренности о продлении срока сделки ОПЕК+. В течение ноября наблюдалось сильное снижение стоимости ресурса с более чем 70 долларов за баррель до 58,64 доллара за баррель. Однако после выступления Путина она выросла до 61,83 доллара. А выход Катара из ОПЕК рынок «не заметил».

В комментарии информационно-аналитическому порталу «ПолитПазл» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов объяснил решение Катара, который был участником ОПЕК в течение 57 лет, а также рассказал, несет ли это риски для Российской Федерации.

Так, эксперт заметил, что выход Катара из организации обусловлен двумя ключевыми факторами: экономическим и политическим. Несмотря на то, что государство является одним из старейших членов картеля, у него не очень хорошие отношения с Саудовской Аравией и Кувейтом. Обострение сопровождается бойкотами и постоянными взаимными упреками, что усложняет возможность заключать договоренность и сохранять сотрудничество.

С другой стороны, это экономическое решение, так как Катар специализируется традиционно на газе, а нефти добывает немного.

«Я так думаю, что их решение связано с тем, что они собираются нарастить добычу газа и, соответственно, конденсата одновременно. И они просто не хотят, чтобы их производство попадало под ограничения, потому что они не могут снизить добычу конденсата — она автоматически растет вместе с добычей газа. И чтобы ограничения на них не распространялись, они решили покинуть эту организацию», — считает Правосудов.

По мнению эксперта, России не стоит ждать опасности от выхода Катара из ОПЕК, где РФ является наблюдателем, так как он не является лидером на рынке «черного золота». На Москве решение Дохи никак не отразится.

В пользу этого тезиса говорят и цифры: с добычей в октябре текущего года в 2,48 миллиона тонн нефти Катар занимает 11-е место в организации. В то время как Россия в этот же период достигла показателя в 48,262 миллиона тонн.

Однако на рынке СПГ ситуация обратная: Катар является крупнейшим экспортером сжиженного газа, нарастив производство до 77 миллионов тонн в год. Тем временем, Россия в 2017 году поставила 17,4 миллиона тонн СПГ. В Данный момент она занимает около 4% мирового рынка, однако в марте текущего года министр энергетики России Александр Новак рассказал о возможностях РФ увеличить свою долю на рынке до 15-20% к 2035 году.

«Катар свои планы по СПГ объявил еще давно, и о них все знают. В этом ничего удивительного нет. Потребление в мире растет очень быстро, соответственно, необходимо его больше производить. Для российского и катарского СПГ место на рынке найдется», — отметил Правосудов.

Кроме того, он объяснил, что Россия вполне может реализовать свои планы по получению 15-20% мирового рынка, а выход Катара из ОПЕК не сможет их нарушить, так как российские проекты чувствуют себя спокойно. Трудности и проблемы возникнут у тех проектов, которые более высокие по себестоимости — это, в первую очередь, австралийские и американские, заключил Правосудов….

 

#Метки: ,