На непросвещенный взгляд, это угроза безопасности систем. Но на самом деле, технологически система распознавания лиц уже работает настолько хорошо, что подобная идентификация оправдана. Правда, банки пока еще сомневаются, стоит ли вводить подобную инновацию. И тем не менее, российские банки все же собираются внедрить идентификацию клиентов по селфи.
В крупнейших кредитных организациях — Сбербанке, ВТБ24, СМП-банке и Росбанке. Бинбанк, Ситибанк и «Ак Барс» рассматривают возможность запуска подобной системы.
По словам банкиров, нововведение позволит проводить удаленную проверку граждан при любых операциях — от подачи заявки на кредит до работы с текущими счетами.
Идентификация по селфи прежде всего позволит сократить время на удаленную проверку клиентов — верификация в этом случае проходит за 0,5 секунды.
Суть механизма проста. Клиент по электронной почте, через интернет-банк или другие удаленные каналы связи предоставляет кредитной организации фотографию паспорта и селфи. После этого банк сверяет изображения на предмет соответствия по своей или межбанковской базе данных через бюро кредитных историй.
Нововведение позволит кредитным организациям снизить риски при дистанционном обслуживании — например, при открытии клиентских счетов и принятии решений о выдаче кредитов. При этом гражданам не придется лишний раз приходить в отделение.
Внедрение технологии станет возможным после запуска Национальной биометрической платформы, тестирование которой начнется в конце июля 2017 года. Именно на ее основе будет налажен сбор данных клиентов банков, необходимых для проверки.
По словам руководителя проектов Бинбанка Вячеслава Карнаушевского, кредитная организация планирует в течение 2017–2018 годов реализовать программу внедрения биометрических сервисов, включая идентификацию и повторную проверку клиентов по фото.
В пресс-службе Сбербанка сообщили, что фотографирование — привычный и удобный процесс для большинства граждан, поэтому лицевая биометрия является одной из самых важных частей биометрической системы банка.
По словам директора департамента сети ВТБ24 Вячеслава Грицаенко, кредитная организация уже тестирует идентификацию по лицу в офисах с безбумажным обслуживанием.
Официальные представители банка «Ак Барс» уверены, что идентификация по фото, голосу, манере держать телефон, а также комбинации этих способов — то, что в ближайшем будущем станет неотъемлемой частью работы с клиентами.
По словам руководителя кредитного департамента Ситибанка Ксении Мухориной, банкам выгодно внедрение проверки по фото, так как это позволит оптимизировать операционные процессы и сократить издержки.
А по наблюдениям вице-президента СМП-банка Романа Цивинюка, уже сейчас целые группы клиентов не хотят ходить в банковское отделение, стараясь решить максимум вопросов и получить большинство услуг с помощью дистанционных каналов.
В век социальных сетей и популярности публикаций личных фото мошенникам будет несложно получить селфи нужного человека и выдать себя за него. Моих фотографий, к примеру, в сети очень много. Я ни от кого не скрываюсь и не собираюсь скрываться. Так что биометрия должна применяться банками осторожно — в сочетании с другими методами проверки клиентов, среди которых запрос паролей, SMS-подтверждение операций.