Россия и США «меняются» послами. МИД РФ одобрил кандидатуру Джона Ханстмана. Дипломата предложил отправить в Москву Дональд Трамп. Решение президента не было неожиданностью — источники в Белом доме упоминали имя Хантсмана как вероятного «финалиста» среди всех возможных кандидатов на пост посла в России еще в начале марта. Однако в целом фигура Хантсмана смотрится довольно необычно в контексте дипломатической работы Вашингтона с Москвой. Он никогда не был специалистом по России и до текущего года не имел каких-либо существенных связей или контактов с представителями нашей страны. Малек Дудаков рассказывает о его взглядах и объясняет, почему Трамп счел Хантсмана подходящей кандидатурой.
Джон Хантсман родился в марте 1960 г. в семье крупного бизнесмена и миллиардера Джона Хантсмана-старшего в Калифорнии. Хантсман-старший был основателем крупной международной компании Huntsman Corporation, занимающейся в основном производством и переработкой различного рода химических веществ. В детстве Хантсман увлекался рок-музыкой и даже состоял в небольшой студенческой рок-группе. После окончания школы он сначала поступил в университет Юты, но затем перевелся в более элитный университет Пенсильвании на восточном побережье, где получил диплом бакалавра по международной политике.
С детства Хантсман интересовался азиатским регионом, и в студенческую пору он два года прослужил в миссионерии мормонов на Тайване. Как и свой отец, Хантсман-младший принадлежит к церкви Иисуса Христа Святых последних дней, очень популярной среди многих жителей Юты. Мормоны отличаются твердыми социально-консервативными взглядами, считают аборты и применение контрацептивов грехом, негативно относятся к гей-бракам. Во многом благодаря мормонам сравнительно малочисленная Юта остается одной из главных цитаделей американского консерватизма на западе страны. В 2012 г. один из видных представителей мормонов – бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни — победил на праймериз республиканцев и бросил вызов действующему президенту Бараку Обаме, хотя в итоге проиграл на выборах того года.
Джон Хантсман-старший был одним из крупных спонсоров предвыборной кампании Рональда Рейгана в 1980 г., поэтому после победы губернатора Калифорнии на тогдашних президентских выборах ему ничего не стоило устроить своего сына на работу в Белый Дом. Хантсман-младший с 1980 г. являлся делегатом на Национальной конвенции Республиканской партии и до 1983 г. работал младшим советником президента в министерстве торговли.
Рональд Рейган и Джон Хантсман
Ближе к концу второго срока Рейгана многие пророчили Хантсману место нового министра торговли, если в 1988 г. на президентских выборах победит Джордж Буш-старший. Однако он лишь смог получить пост одного из секретарей в администрации по международной торговле, которая входила в министерство торговли. В дальнейшем Хантсман дослужился до должности заместителя министра торговли, ответственного за азиатско-тихоокеанский регион — давнее поле интереса молодого специалиста. А за несколько месяцев до президентских выборов 1992 г. Буш-старший назначает Хантсмана послом в Сингапур. Он стал самым молодым американским послом в какую бы то ни было страну мира за 100 лет: на момент утверждения в Сенате возраст Хантсмана составлял лишь 32 года.
Тем не менее ему не удалось долго проработать в Сингапуре: в ноябре 1992 г. Буш-старший проиграл выборы молодому губернатору Арканзаса Биллу Клинтону, и с января 1993 г. все политические назначенцы его администрации должны были покинуть посты. Ушел со своей должности и Хантсман. Как и многие другие деятели американского политического класса, он по старой традиции «крутящихся дверей» вернулся в частный сектор. Обычно, когда одна из партий проигрывает на президентских выборах, бывшие сотрудники администрации Белого дома уходят со своих мест в мейнстримовые медиа, аналитические центры или бизнес-сектор. Затем, через четыре или восемь лет, когда их партия снова возвращается к власти, многим из них удается снова получить посты на госслужбе. Это и называется системой «крутящихся дверей».
Хантсман вернулся на руководящую должность в компании своего отца в ожидании момента, когда кто-либо из республиканских кандидатов победит на президентских выборах. Клинтону удалось без особых усилий переизбраться в 1996 г. на фоне растущей экономики и успешных бюрократических реформ, однако в 2000 г. его вице-президент Альберт Гор проиграл выборы Джорджу Бушу-младшему, хотя и набрал больше голосов избирателей. Хантсман-старший вместе со своим сыном помогали предвыборной кампании Буша-младшего, после инаугурации новый президент пригласил Хантсмана в Белый дом. Тот сходу попросил для себя серьезное место в новой администрации – кресло посла в Китае. Буш-младший был не готов предоставить ему такую должность, поэтому предложил взамен пост посла в Индонезии. Однако Хантсману пришлась не по душе такая работа, поэтому он быстро отказался. В любом случае мечтам Хантсмана не суждено было сбыться, и он после 8-летнего отсутствия вернулся в министерство торговли, снова на должность секретаря. Впрочем, в этот раз эта позиция показалась Хантсману не самой перспективной, поэтому, отработав два года, он решил податься в большую политику.
Хантсман и Джордж Буш
В начале 2003 г. Хантсман уволился с работы в Белом доме и начал готовиться к участию в выборах губернатора родного штата — Юты. К тому времени действующий губернатор Майк Левитт заканчивал свой третий срок на посту и больше не имел права выдвигаться еще на четыре года. Воспользовавшись поддержкой бизнес-кругов Юты, где у его отца имелись хорошие связи, Хантсман с легкостью победил на праймериз республиканцев штата, обойдя своего конкурента на 32%, а затем выиграл и на основных выборах, получив 58% голосов избирателей.
Хантсман пробыл два срока на должности губернатора Юты, и его работу на этом посту можно назвать крайне успешной. В 2005-2006 гг. Юта была признана государственными экспертами наиболее эффективно управляемым штатом. С 2005 по 2009 г. ВВП Юты рос рекордными темпами, в среднем увеличиваясь на 6% ежегодно. Безработица в Юте не превышала 4-5%, и сам штат признавался одним из самых лучших для ведения бизнеса. Хантсман понизил и отменил многие налоги штата, в частности, сделав местный налог на прибыль плоским и сократив его до 5%. При этом во многих вопросах он совмещал центристские позиции в экономической плоскости с усвоенным с детства социальным консерватизмом. Так, например, в 2006 г. Хантсман публично поддержал повышение минимального прожиточного минимума в штате – это является анафемой для многих консервативных республиканских политиков.
Хантсман в своем кабинете губернатора в Юте
С другой стороны, он ввел дополнительный налог и ограничения на продажу табачных изделий и еще сильнее ужесточил законы штата в вопросе запрета абортов. Под конец своего второго губернаторского срока Хантсман подписал указ о признании однополых отношений в Юте, однако выступил против придания им юридического статуса брака. Он уделял большое внимание ограничению выбросов углекислого газа на территории Юты для борьбы с «глобальным потеплением», ввел ограничения для промышленных компаний, действующих в его юрисдикции. При нем были существенно расширены права частных и религиозных школ, которые получили возможность за счет бюджета штата принимать успешных и талантливых учеников из бедных семей, не имеющих возможности оплатить свое обучение. В целом, на протяжении своей работы на посту губернатора Хантсман заручился доверием большинства жителей Юты: его рейтинги в течение обоих сроков превышали 70% и периодически доходили до 90%, что сделало его одним из самых популярных губернаторов 2000-х гг.
На президентских выборах 2008 г. Хантсман публично поддержал кандидатуру сенатора от Аризоны, известного неоконсервативного “ястреба” Джона Маккейна, хотя на праймериз в его штате большинство голосов тогда получил Митт Ромни. Хантсмана с Маккейном связывали длительные дружеские отношения, и губернатор Юты считал, что только Маккейн способен эффективно защищать американские национальные интересы на международной арене. На национальной конвенции Республиканской партии в сентябре 2008 г. Хантсман произнес поздравительную речь в адрес Маккейна и его кандидата на должность вице-президента – бывшего губернатора Аляски Сары Пейлин.
Обама представляет нового посла Китая
После победы Обамы в ноябре 2008 г. новая президентская администрация задалась вопросом, кого стоит назначить послом в Китай. Довольно быстро в обсуждении появилась кандидатура Хантсмана. На тот момент губернатор Юты рассматривался как один из самых перспективных республиканских кандидатов на следующих президентских выборах в 2012 г., и Обама захотел нейтрализовать возможную угрозу с его стороны. Президент предложил Хантсману заветное место посла в Пекине, о котором тот мечтал еще с начала 2000-х гг., и губернатор Юты не смог устоять перед его предложением. Он согласился, выступил перед членами комитета по международным отношениям Сената, которые единогласно за него проголосовали, и вскоре направился в Китай. Два года Хантсман пробыл в Пекине, в течение которых он почти не запомнился какими-то известными решениями или поступками. Пожалуй, единственным обсуждаемым событием, связанным с работой Хантсмана в Китае, стало его неожиданное присутствие на одном из оппозиционных митингов протеста в Пекине в рамках т.н. «Жасминовой революции» 2010-2011 гг. Хантсман тогда сказал, что прогуливался неподалеку и подошел посмотреть на участников митинга.
Джона Хантсмана «выдала» куртка с огромным американским флагом
С приближением президентских выборов 2012 г. Хантсман все-таки решился на то, чтобы попробовать свои силы в качестве кандидата на праймериз республиканцев. Весной 2011 г. он ушел с поста посла в Китае и открыл свои «разведывательные комитеты» в нескольких штатах раннего голосования на праймериз. Подобные «разведывательные комитеты» обычно создаются кандидатами в преддверии выборов для того, чтобы оценить свои силы, провести социологические исследования и определить, как партийный электорат относится к их персонам. Получив хорошую обратную связь от республиканских избирателей, готовых его видеть своим кандидатом на выборах, Хантсман официально объявил о выдвижении в августе 2011 г.
Местом для своей приветственной речи он выбрал парк Liberty State в Нью-Джерси – то самое, где в свое время начал предвыборную кампанию 1980 г. Рональд Рейган. Кандидатуру Хантсмана поддержал его давний приятель Маккейн и еще ряд видных сенаторов от республиканцев. Впрочем, ему это не сильно помогло. Многие консервативно настроенные избиратели с подозрением отнеслись к тому, что Хантсман два года работал в администрации Обамы. Не всем нравилась его карьера губернатора Юты, в рамках которой Хантсман проводил зачастую довольно центристскую политику. Он вчистую проиграл на кокусах в Айове – первом штате раннего голосования у республиканцев — и занял лишь третье место на праймериз в Нью-Гэмпшире, получив 17%. Бросив все свои силы на второй штат, Хантсман ожидал в нем победить, однако его надеждам не суждено было сбыться. После поражения в Нью-Гэмпшире Хантсман прекратил собственную предвыборную кампании и официально поддержал своего собрата по религиозным убеждениям – Митта Ромни.
Хантсман выступает перед сторонниками в Нью-Джерси
В дальнейшем Хантсман выступал в роли политического и экономического эксперта как в Юте, так и в Вашингтоне. Он входит в члены Атлантического совета – неоконсервативного аналитического центра, средоточия многих бывших политиков и действующих экспертов, отличающихся «ястребиными» взглядами.
В последние годы вставал вопрос о том, станет ли Хантсман участвовать в президентских выборах 2016 года. Он сам всегда отрицал намерение снова выдвигаться в президенты, что в итоге и подтвердилось: Хантсман не решился вновь быть участником республиканских праймериз. Однако это не лишило его возможности активно комментировать ход предвыборной борьбы между кандидатами на праймериз. Например, Хантсман не раз критиковал Дональда Трампа в ходе выборов, называя его президентскую кампанию “гонкой ко дну”. Стоит отметить, что их взаимная нелюбовь началась еще в 2011 г. Тогда Трамп проводил форум для дебатов республиканских кандидатов в президенты, в котором участвовали Митт Ромни и Ньюит Гингрич, бывший спикер Палаты представителей. Хантсман отказался к ним присоединяться и обвинил своих конкурентов в “подлизывании к Трампу”:
“Если бы у Трампа была хоть толика храбрости, он бы сам стал кандидатом в президенты, а не пытался манипулировать процессом со стороны”, — заявил Хантсман.
Можно сказать, уже в то время Хантсман подкинул идею Трампу! Хотя о выдвижении в президенты Трамп размышлял еще с 1990-х.Джон Хантсман, Ньюит Гингрич и Митт Ромни на дебатах республиканцев в 2012 году
Осенью 2016 г. Хантсман задумался о выдвижении в сенаторы от Юты на промежуточных выборах в ноябре 2018 г. В то время должна была подойти очередь на переизбрание Оррина Хэтча – 83-летнего действующего сенатора от штата. Он уже заявил о том, что больше не собирается участвовать в политике и уйдет в отставку под конец своего нынешнего срока. Однако планы Хантсмана расстроила победа Трампа на выборах и предложение стать послом в России, которое он принял. Вообще Хантсман даже рассматривался избранным президентом Трампом на должность нового госсекретаря в декабре, но в итоге тот выбрал Рекса Тиллерсона.
Хантсман представляется практически абсолютным антиподом Трампа. С одной стороны, он очень религиозен и на личном уровне придерживается традиционалистских и консервативных позиций по многим актуальным вопросам. С другой стороны, Хантсман всегда пытается себя показать как пример современного республиканца, готового подстраиваться под реалии XXI века. Он не выступает резко против гей-браков – даже если и считает их грехом. Он занимает довольно прогрессивные позиции в экологических вопросах. Он придерживается правоцентристской экономической платформы, выступая за политику низких налогов и эффективного государства, сохраняющего за собой ключевые полномочия и многие социальные обязательства. Ну и, конечно, он имеет неоконсервативные взгляды во внешней политике, чего в принципе и стоит ожидать от выпускника крупного университета, половину своей карьеры проработавшего во внешнеполитическом аппарате нескольких президентских администраций. Но Трамп уже показал, что для него не составляет проблемы устраивать на работу политиков и экспертов с отличной точкой зрения или даже его давних критиков.
Но почему же именно Хантсман отправится в Россию? Этому решению есть несколько объяснений. Во-первых, в первые полгода президентства Трампа мы наблюдаем медленную смену фокуса американской внешней политики с Ближнего Востока, который новому президенту не так интересен, на азиатский регион. Здесь ключевую роль играет Китай, который рассматривается действующим Белым домом двояко. Для консерваторов и националистов среди советников и сотрудников президентской администрации Китай – это ключевой экономический конкурент США, который использует приемы нечестной конкуренции для разорения американских компаний, кражи американских военных и коммерческих секретов и фактического обогащения за счет американских налогоплательщиков. Не зря Трамп в ходе предвыборной кампании неоднократно обещал положить конец чересчур выгодному положению китайских компаний и предлагал внедрить жесткую тарифную политику в отношении китайского импорта. С другой стороны, в последнее время Китай стал играть очень важную роль в связи с обострением ситуации на корейском полуострове, где только его руководство имеет эффективный рычаг давления на власти КНДР. Администрация Трампа пытается разработать свою собственную политику в контексте Китая, и для этого им требуются любые пригодные специалисты, разбирающиеся в проблемах азиатского региона. Хантсмана можно с легкостью причислить к одному из них, и его назначение в Москву показывает, с какой серьезностью Белый дом подходит к отношениям с азиатскими странами, в первую очередь, — с Китаем. Здесь Хантсмана можно рассматривать как исполняющего своеобразную «стратегию Генри Киссинджера», обращенную вспять и адаптированную под нынешние условия. Если Киссинджер в свое время видел главной внешнеполитической задачей США «оторвать» Китай от всего остального коммунистического блока, управляемого Москвой, то Хантсман может постараться делать все точно так же, но с обратной стороны: пытаться играть на противоречиях руководства России и Китая с целью не допустить укрепления возможного военного и геополитического союза Москвы и Пекина. Наверняка одной из главных задач Хантсмана среди его первых поручений станет попытка убедить российское руководство оказать давление на власти КНДР с целью заставить тех прекратить испытания ядерного оружия.
К тому же не стоит забывать того сложного положения, в котором находится нынешняя президентская администрация Трампа. Располагаясь в эпицентре непрекращающегося скандала о «сговоре Трампа с Россией», Белый дом не может себе позволить назначить на должность посла в Москву умеренного и реалистично настроенного политика. Подобный шаг тут же будет встречен обвинениями в «пособничестве России» и «подыгрывании интересам Москвы». Политик, отстаивающий более традиционные для политического класса Вашингтона неоконсервативные позиции, будет встречен гораздо более спокойно комментаторами в мейнстримовых медиа и оппозицией в Конгрессе, и его назначение не станет еще одним звеном перманентного скандала. Хантсман хорошо подходит на подобную роль: одной из его любимых тем уже давно является отстаивание прав человека в авторитарных и автократических режимах. Будучи экспертом по азиатскому региону, он много критиковал политику китайских властей по преследованию религиозных верующих и аресты оппозиционеров. Хантсман неоднократно призывал правительство США жестче реагировать на нарушения прав человека в Китае и в других странах мира. Наверняка он вскоре найдет что раскритиковать и в России. Вряд ли Трамп станет менять посла в Москве до окончания своего первого срока, поэтому Хантсман почти наверняка будет находиться в России минимум три с половиной года — с момента своего утверждения в Сенате (что является скорее делом решенным) до начала 2021 г.