Никто в свое время не сказал, что работа — марафон, а не забег на короткую дистанцию. Если бежать пятнадцать километров, как стометровку, обязательно сляжешь, не добравшись до финиша. Хотя быть человеком-локомотивом, который тянет всю семью, и может себе позволить все, безусловно, приятно. И новую японскую машину, и большую квартиру, и дом за городом в престижном дачном поселке, и подарки всем членам семьи. Но потом неизбежно наступает расплата. И энергичный веселый человек, заряжавший всех позитивной энергией, сначала скатывается в раздражительность, переходящую в истерики, а потом превращается в инвалида. Даже если физическое здоровье не подвело, что обычно бывает, психика сдает — неврологическое расстройство проявляется страшно, чаще всего — клинической депрессией. Она ничем не похожа на ту депрессию, которую обыватель путает с плохим настроением.
Приходишь в ужас, наблюдая, во что превратился человек. Хорошо, что верная жена не бросает. Но он уже не жив — хотя и не мертв. Доживает.
Я навещал его уже довольно давно. И контраст так сильно расстроил, что больше и не хотелось идти в этот дом, где поселилась давящая атмосфера болезни. Да он и не приглашает. Вообще не подходит к телефону и ни с кем не общается.
Дело в том, что он уже полгода не встает с дивана. Лежит, потягивает дорогой коньяк и все время спит. Доктор выписал ему таблетки, которые несовместимы с алкоголем. Но ему наплевать. Он их пьет от случая к случаю.
Орет жене, чтобы тащила коньяк, он ведь «столько для нее сделал». Она и тащит.
Плаксивый, он все время жалуется на жизнь. Она его не устраивает. И твердит, как заведенный, что хочет работать. Это мания. Ему, мне кажется, нужна не работа, а вернуть себя. Но нет сил даже на то, чтобы подняться с дивана и самостоятельно сходить за коньяком.
Надорвался, выгорел, заболел клинической депрессией — это все синонимы одного и того же состояния человека, который слишком много на себя брал и ставил недостижимые цели. Вряд ли он когда-то вернется к прежней жизни. Нервная система не восстановится в достаточной степени, чтобы он переносил даже минимальный стресс. Врачи считают, что можно полноценно жить на антидепрессантах. На Западе многие так и живут. Да и у нас в России таких все больше.
Странный совет — беречь себя и поменьше работать — порой очень актуален для тех, кто рвется к недостижимым высотам и уверен в собственной неуязвимости.