Фото: globallookpress.com
Заявление кандидата в губернаторы Приморья Ищенко подтвердило версию о том, что в России наступает период глубинного политического переформатирования. Помимо этого, в СМИ курсируют слухи о том, что в ближайшее время будет официально заявлено о партии «Сила России», которую должна возглавить Наталья Поклонская и Сергей Железняк
Автор:
Афанасьев Андрей
Кандидат от КПРФ на выборах главы Приморья Андрей Ищенко заявил, что лидер партии Геннадий Зюганов поддержал его выдвижение на новый этап выборов губернатора края.
Единый день голосования, состоявшийся 9 сентября, значительно изменил политический ландшафт в стране. После принятия ряда непопулярных мер партия «Единая Россия» значительно растеряла имеющиеся позиции, в результате чего в ряде регионов состоялись вторые туры, где победили альтернативные кандидаты.
Ранее Царьград уже сообщал о том, что, по данным источников, на оппозиционные политические силы оказывалось серьезное давление с тем, чтобы их кандидаты были сняты в пользу людей от партии власти. На выборах во Владимирской области и Хабаровском крае ЛДПР заняла принципиальную позицию и не пошла на уступки. Уже после этого решения в кулуарах пошли разговоры о том, что, видимо, Жириновский смог заручиться поддержкой кого-то из политических тяжеловесов, вполне возможно, задумавшего «свою игру» против администрации президента. И вот теперь тенденция подтверждается решением КПРФ, также привыкшей при любом удобном случае уступать партии власти. А сейчас, несмотря на то, что «Единой России» это нужно как никогда, ни коммунисты, ни ЛДПР не сдают «ни пяди земли». Подозрительная твердость и принципиальность для заслуженных ветеранов российской политики.
Н. Поклонская. Фото: globallookpress.com
Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко также допускает, что это может быть элементом торга со стороны системной оппозиции:
Видимо, на данный момент предложения, которые звучат, выглядят недостаточно привлекательными, кроме того, для оппозиционных партий, в смысле кандидата, который набрал большое количество голосов, это (отказ участвовать в следующем туре — прим. Царьграда) потеря лица. Потому что тогда на следующих выборах может быть проблема с голосованием протестных избирателей. Они могут переключиться на какую-то другую партию. Поэтому здесь не только ситуативные размены, но надо думать и о политическом будущем. Эта «анти-истеблишментная» волна сегодня сыграла в пользу КПРФ и ЛДПР.
При этом заместитель главного редактора газеты «Завтра» Андрей Фефелов уверен, что сама процедура выборов губернаторов — процесс вполне управляемый:
Кремль сделал большие послабления, эти все вторые туры связаны с тем допущением, что, во-первых, Путин снова разрешил выбирать этих губернаторов, и во-вторых, эти правила игры не столь жесткие и не столь однозначные. И общество чувствует себя в состоянии выбора, свободы, и это, по всей видимости, отвечает сегодняшним интересам власти. И если возникнет какая-то жесткая необходимость управлять процессом, я думаю, в любой момент ситуация снова будет взята под контроль.
Директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин, напротив, считает, что ситуация в некотором смысле выходит из-под контроля, и, почувствовав поддержку из иного центра, представители системной оппозиции принялись «брать власти столько, сколько могут унести»:
Я вижу ситуацию как падение, утрату легитимности нынешней политической системой, курируемой администрацией президента. И, пользуясь этой слабостью, оппозиция в лице Зюганова и Жириновского, которые являются опытными политиками и наблюдали становление этой системы с самого начала, пользуется этой ситуацией и пытается осуществить некий политический реванш за унижение и гнобление в течение двух десятилетий со стороны администрации президента, которая в свою очередь теряет контроль над внутриполитической ситуацией в силу ослабления общественной поддержки.
На этом фоне все более навязчиво звучат слухи и разговоры о том, что «Единую Россию» ждет раскол. Ситуация вокруг Натальи Поклонской, Сергея Железняка и ряда других депутатов правящей партии все больше указывает на то, что мы в любой момент можем стать свидетелями появления новой структуры. Евгений Минченко считает, что на политическом небосклоне могут появиться идеи, до этого не представленные в нашей стране в полном объеме: «Что касается того, что отдельные депутаты из «ЕР» могут попробовать запустить новые политические проекты, это могут быть идеи, которые сегодня не представлены в политическом поле, и их достаточно много. Та же самая левопопулистская ниша сегодня не полностью закрывается коммунистами, поэтому в этом направлении можно что-то попробовать делать, точно так же как и правопопулистский проект имел бы какую-то нишевую базу».
Политолог Михаил Ремизов считает, что переформатирование скорее будет иметь вид «перетока» депутатов-единороссов в партии системной оппозиции:
Можно ожидать некоторого усиления фланговых партий. И в том числе какого-то, я думаю, не очень значительного, «перетока» из «Единой России» в эти фланговые партии людей. Но это в целом сохранение прежней модели, просто с несколько другим распределением сил между «Единой Россией» и системной оппозицией.
В целом же ситуация на данный момент выглядит следующим образом: решимость системной оппозиции в борьбе за губернаторские кресла свидетельствует о том, что они чувствуют за собой некую поддержку. И вполне возможно, что этот процесс связан со слухами вокруг дробления «Единой России» на две части.
Как бы то ни было, стоит признать, что мы переходим в иную политическую реальность, очертания которой только начинают проступать на поверхности.