Защитим себя сами!

Женщина из Сибири задала Познеру неудобный вопрос о России

Владимир Познер о (не)демократической России

— В своих публикациях и интервью Вы довольно часто говорите, что Россия недемократическое государство. Не могли бы Вы более подробно объяснить, в чем и как это выражается. Есть ли в мире на сегодняшний день пример демократического государства в полном понимании этого слова? Что для Вас демократия? И есть ли она вообще?

 

Я простая россиянка. Проживаю далеко от Москвы. В Сибири. Я могу читать любые книги и смотреть любые фильмы, получать любую интересующую меня информацию. Я могу свободно путешествовать по стране и за ее приделами. Мои дети учатся в тех вузах, в которых они хотят учиться. Я регулярно хожу на выборы и голосую так, как считаю нужным. Никто не может повлиять на мой выбор. Ни в каких партиях и движениях я не состою. Где и как ущемляются или могут ущемляться мои права и свободы в России? Спасибо! (Светлана)

Владимир Познер: Уважаемая Светлана, Вы задаете очень непростой вопрос в том смысле, что он требует на самом деле обширного ответа. Я попробую удержаться в рамках короткого ответа, но сразу хочу предупредить, что он будет совсем не полным.

Начну с того, что с моей точки зрения нет демократии для меня или для Вас или еще для кого-либо, это все равно что сказать, что такое для Вас рабство или феодализм. Суть демократии, как определили ее те, кто ее придумали (древние греки), заключается в одном: во власти большинства. Реально же власть большинства выражается в том, что это большинство само выбирает путем свободного волеизъявления тех, которым поручает управлять государством. В этом суть дела. Сложность этого в том, что сама власть привлекательна, получив ее, человек пытается удержать ее как можно дольше. Так рождаются короли и цари, так рождаются императоры, так возникают диктаторы.

Все-таки демократический взгляд постепенно одерживает верх, но очень постепенно. Есть страны, в которой вовсе нет демократии, например, в Китае. Есть страны, в которой уровень демократии очень высок, например, страны Скандинавии, Финляндия. Вообще-то говоря, уровень демократии зависит исключительно от уровня развития людей, это они определяют, демократично ли их общество и в какой степени демократично. Отвечая на первые Ваши вопросы, я сказал бы так: нет предела развитию демократии, как нет предела развитию человека, поэтому нет «идеала» в смысле демократической страны. Но демократия, безусловно, есть, и отчасти я коснулся того, как я понимаю ее.

Хочу напомнить Вам совсем недавнее прошлое: всего лишь 40 лет тому назад, живя в СССР, Вы не смогли бы читать любые книги, потому что многие были запрещены, и за их чтение или распространение Вас могли бы посадить; Вы не смогли бы смотреть любые фильмы, потому что их просто не показывали; Вы не смогли бы получить любую информацию, потому что «не подходящая» была запрещена, радиопередачи «Голоса Америки», «Би-Би-Си» и прочих «голосов» глушились, за слушание их (если бы донесли) Вас уволили бы с работы. Вы не могли свободно ездить по стране, не имея прописку, а уж за ее пределами и говорить нечего! Если бы тогда Ваши дети не были членами ВЛКСМ, или были евреями, или в роду у них были репрессированные, то они не смогли бы учиться в тех вузах, которые хотели бы. Что до голосования, то была одна-единственная партия – КПСС, так что голосовать Вы могли бы только за нее.

Все это я пишу, чтобы и Вы, и не только Вы вспомнили это «прекрасное советское прошлое», о котором ныне так принято ностальгировать, и чтобы напомнить, что в СССР вообще демократии не было.

Теперь о сегодняшнем дне. Да, конечно, по сравнению с СССР Россия – демократическая страна. Но по сравнению со странами, в которых уже лет 150–200 установлены демократические порядки, она не является страной демократической. В чем это выражается? Например, в том, что все федеральные телевизионные каналы управляются непосредственно или опосредованно властью и предлагают вам только одну точку зрения. В том, что нет настоящей политической оппозиции – она давно задавлена, по сути дела, есть одна партия – ЕР – остальное это все бутафория. В том, что во многих регионах и областях губернаторы назначаются, а не выбираются народом. Но главное заключается вот в чем: демократия существует прежде всего в головах людей, демократия в обязательном порядке предполагает толерантность к иной точке зрения, к иной религии, к иному поведению, к иным сексуальным предпочтениям.

У нас этого нет. Мы всего лишь на пути к демократии, дойдем ли – это важный вопрос.