В войне на Донбассе Украина одержит победу, но процесс реинтеграции оккупированных территорий в Украину неизбежно столкнется с серьезными трудностями.
Такое мнение «Обозревателю» высказал российский политик, президент Общероссийского общественного движения «Союз Правых Сил» Леонид Гозман.
«Я думаю, что, в конечном счете, победа будет вашей. Украина победит стратегически, но я затрудняюсь прогнозировать, когда это произойдет», — сказал он.
В то же время политик убежден в том, что «более важно другое: когда и если ваше государство восстановит контроль над этими территориями, которые сейчас контролируются непонятными людьми, начнется очень тяжелый процесс реинтеграции. Он будет тяжелым не только по экономическим параметрам, но и по политическим и психологическим».
В этом контексте Гозман заметил: «Не придумали пока войну, которая не приносила бы ущерба невинным людям». Он не сомневается в том, что жители оккупированных территорий, чьи родные, чье жилье или имущество или они сами пострадали от военных действий, не будут лояльны к украинской власти.
Политик убежден в том, что ни украинские, ни даже российские военные не обстреливали жилые кварталы намеренно и не преследовали цель навредить мирным жителям. Тем не менее, «это война, а случайные жертвы бывают даже при военных операциях США», — признал он.
«Я считаю, что моя страна совершила агрессию на Донбассе, и Донбасс должен быть возвращен Украине, но когда ваши войска ведут там боевые действия, то от них, разумеется, страдают и мирные жители. Кто прав, кто виноват в этой войне человеку, который пострадал, в общем-то, все равно», — констатировал он.
«Они ненавидят всех, и это очень тяжелая ситуация. И когда и если вы установите контроль над этой территорией, то от руководства Украины потребуется очень большая мудрость и осторожность в восстановлении доверия», — предупредил Гозман.
Он также предположил, что будет «масса людей, которые боятся амнистии» — те, кто не смог уехать на подконтрольную территорию Украины и был вынужден «служить за 15 тысяч рублей в ополчении». «В Украине принят закон об амнистии, но одно дело закон, другое дело – практика. Это будет крайне тяжело. Есть страхи, есть радикалы с обеих сторон», — заметил политик.
Возможны и другие непростые ситуации. Например, «человек, который воевал в составе ВСУ за освобождение Донбасса, вернулся в свой родной город, и он может быть не согласен с амнистией, потому что боевик, его сосед, убил или ранил его товарища».