Да, когда-то он был фронтовиком, автором известных романов советской эпохи, 1-м секретарём Ленинградского отделения Союза писателей РСФСР, членом бюро Ленинградского обкома КПСС, Героем СоцТруда, кавалером двух орденов Ленина, орденов Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Дружбы народов, видным и влиятельным представителем советской творческой номенклатуры.
Ну а в постсоветские времена он отметился как один из виднейших десталинизаторов («Советскую жизнь, коммунистический режим можно и должно сравнивать с фашистским… Сталин присвоил победу, и никто не смел возразить… Так вот хотя бы много лет спустя пора заняться самими собой. Нам нужен свой «Нюрнбергский процесс». Иначе так и будут по улицам ездить автобусы с изображениями Сталина, по-прежнему будут лукавить, говоря о том, что надо переименовать Волгоград в Сталинград, что это-де патриотично. А на самом деле это пропаганда сталинизма»), один из создателей правозащитного общества «Мемориал», демократ, либерал, автор никчемного «антитоталитарного» эссе под названием «Страх» и — подписант печально известного «Письма 42-х» в 1993 году.
Отдадим должное: в путинские времена он дистанцировался от ультрарадикальных либералов. Некоторые из последних даже обвиняли его в том, что он-де «прислонился к власти». А ведь большое искусство: быть при любой власти, легко приспосабливаться к любому курсу, умело фильтровать в нужном ключе свои мудрые речи и, вне зависимости от каких-либо веяний, регулярно получать награды, награды, награды… Непревзойдённый мастер, да.