Защитим себя сами!

Безграничное право: как санкции США соотносятся с международными законами

Подписанные Трампом дополнительные санкции США в отношении России вызвали негативную реакцию не только российских властей, но и европейских руководителей. Владимир Путин заявил, что трансграничность американского законодательства разрушает международное право. Французские власти посчитали также, что из-за экстерриториального характера новый закон не соответствует международным нормам, а в Германии заявили, что США не имеют права штрафовать немецкие компании за активность в другой стране. Юрист Илья Ремесло объясняет, как американские санкции соотносятся с международными законами.

 

Довольно часто приходится слышать от оппозиционных журналистов, что санкции США, возможно, и незаконные, но ведь тогда незаконны и российские контрсанкции, наш ответ на ограничения. Таким образом, создается впечатление, что это все сугубо политические вопросы, не имеющие никакого отношения к праву, и «обе стороны хороши».

На самом же деле юридическая обоснованность американских санкций и российского ответа на них сильно отличается.

С 1917 года у президента США существует замечательное право самостоятельно объявлять чрезвычайное положение в случае, если ему видится какая-либо угроза США. До 1976 года глава государства имел право неограниченно (!) вводить чрезвычайное положение, не лимитируя его ни по основаниям, ни по срокам. В 1976 году были приняты законы «О чрезвычайных положениях» и «О международных чрезвычайных экономических положениях», которые закрепили это право.

Эти законы наделяют президента США правом «провозгласить наличие необычайной и чрезвычайной угрозы национальной безопасности, иностранной политике или экономике США».

На основании именно этих документов вводил антироссийские санкции Обама.

Безграничное право: как санкции США соотносятся с международными законамиВице-президент США Майк Пенс анонсировал скорое подписание Трампом новых санкций

Однако в случае с новыми санкциями в отношении России, учитывая нежелание Трампа их вводить самостоятельно, Конгресс США пошел другим путем. Он фактически превысил собственные полномочия. Так, в случае введения санкций президентом, он имеет право их самостоятельно отменить. В новом же законе это право президента ограничивается Конгрессом.

Следует отметить, что американская правовая система придерживается принципа экстерриториальности – то есть считается, что органы власти США вправе вмешиваться в любые правоотношения и наказывать любых лиц, которых сочтут угрожающими интересам США. Поэтому в случае с новыми ограничениями под удар попали европейские государства и предприятия, которые вообще являются третьим лицом. На них с точки зрения «нормального права» юрисдикция США не распространяется, так как их деятельность происходит за пределами страны. Однако американские законодатели придерживаются обратной точки зрения.

Как это соотносится с принципами суверенитета и равенства государств, отраженными в Уставе ООН и других международных актах, — неизвестно. Впрочем, в США международное право традиционно находится в подчиненном положении по отношению к национальному. В свою очередь национальное право США, как мы уже выяснили, может регулировать деятельность во всем мире.

В отличие от американских санкций российские экономические контрсанкции имеют вполне прозрачную регламентацию.

Безграничное право: как санкции США соотносятся с международными законамиМинистр экономики и энергетики ФРГ Бриджит Зиприс — главный противник санкций США в ЕС

Указы президента и постановления правительства, посвященные ответным санкциям, используют термин «специальные экономические меры» и основаны на ФЗ «О специальных экономических мерах» от 30 декабря 2006 года. В отличие от «чрезвычайных» законов США этот закон содержит четкие основания и перечень мер экономического воздействия.

К специальным экономическим мерам относятся «запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения».

Более подробно с правовой основой для принятия специальных экономических мер интересующиеся могут ознакомиться здесь.

Исходя из данного определения, специальные экономические меры не могут затрагивать права третьих лиц, не имеющих отношения к государству-противнику и его гражданам.

В этом и состоит ключевое различие между США и Россией: первая страна вводит санкции, не оглядываясь на законы, права и интересы третьих лиц. Вторая страна вводит ответные меры в строгом соответствии с международным принципом взаимности, международным и внутренним законодательством.

 

#Метки: