3 мая 2018 года президент России Владимир Путин подписал документ о кадровых перестановках в региональных отделениях прокуратуры, Следственного комитета и МВД. Свои посты потеряли два прокурора субъектов Федерации – тишайший Сергей Панов из Удмуртии и скандальнейший Александр Козлов из Тульской области. Эти две отставки никого не удивили (60-летний Панов сам попросил отпустить его на пенсию, сейчас он числится советником главы республики), но эксперты ожидали увидеть в списке отставок и 55-летнего Александра Герасименко из богатого Ямало-Ненецкого округа, где криминальная обстановка продолжает оставаться очень тяжелой.
Svoboda для прокурора
Отставка Козлова – редкий в нашей практике случай вмешательства «руки Запада». Прокурором заинтересовался сайт радио «Свобода», который, говоря словами Высоцкого, «выволок на свет и приволок подколотый, подшитый матерьял – никто поделать ничего не смог». Еще в свою бытность прокурором подмосковного города Пушкино он получил земельный участок, и относительно обстоятельств этого Следственный комитет позже инициировал проверку. 18 соток в богатом поселке обошлись прокурору в 6910 рублей – а прокуратура закрыла глаза на махинации с землями местного детского дома. Свой участок Козлов очень быстро перепродал предпринимателю Валерию Казакову – уже за 12 миллионов рублей. Кстати, Казакова вскоре расстреляли… на пороге прокуратуры тихого города Пушкино.
А господин Козлов тогда работал уже заместителем прокурора Москвы – и покупал участки в прибрежной полосе испанского Тенерифе. Журналисты нашли документы на недвижимость стоимостью в миллионы евро, оформленные на Don Alexander Kozlov и Doña Alena Sokolskaya, а также сына госпожи Сокольской. Вопрос, откуда взял деньги на такие покупки столичный зампрокурора, ставший к тому времени тульским прокурором, журналисты не поднимали. Но, думается, в Генпрокуратуре и Администрации президента и так понимали, что к чему: от публикации до отставки прошло меньше месяца. Тем более что имя Козлова активно упоминалось также в связи со знаменитым «игорным делом» в Подмосковье.
При этом интересно, что в каком-то особо наглом давлении на бизнес Козлова не обвиняли: местные предприниматели и в Пушкино, и в Туле пожимают плечами на вопросы о нем: дескать, сталкиваться не приходилось. Иное дело в ЯНАО – здесь имя прокурора, занимающего свой пост уже десять лет, знает каждый, кто рискнул открыть в области собственное дело.
Красиво шить не запретишь
Дошло до того, что бизнесмены коллективно обратились в «Российскую газету» – официальный печатный орган Правительства РФ, чтобы придать огласке деятельность прокурора. Однако Александр Герасименко сумел усидеть в своем кресле.
Что ж, Ямало-Ненецкий автономный округ – не бедная Тула, расположенная рядом с оком Москвы. Он богат нефтегазовыми месторождениями, а также ценными породами зверя и рыбы. При этом ЯНАО находится достаточно далеко от столицы, чтобы упомянутое око сюда заглядывало редко и вполглаза, а местные элиты могли выстраивать в регионе собственные порядки.
Именно так поступил прокурор ЯНАО Александр Герасименко. Уже в 2009 году – всего через год после принятия должности – у него в пользовании появился земельный участок в деревне Черная Речка. Хотя вроде бы эта территория принадлежит Гослесфонду, а значит, закрыт для строительства и ведения хозяйственной деятельности. Арбитражный суд Тюменской области указал на это в 2011 году, однако договор аренды не был расторгнут, а, наоборот, продлен.
Прокурор вообще умеет получать удовольствие от жизни. Он был замечен в ловле краснокнижного арктического гольца в природном заказнике «Таймырский», причем летал он на ту самую рыбалку в обществе местного олигарха Василия Крюка – согласно официальной декларации, владельца земельных угодий размером в полторы Свердловских области. Как видим, не всех бизнесменов кошмарят в ЯНАО.
Действительно, в упомянутом письме в «Российскую газету» сказано, что прокуратура, которая с легкостью «шьет дела» непокорным, легко закрывает глаза на деятельность тех, с кем можно «договориться». Например, на действия предпринимателя Сергея Веселкова. По словам авторов письма, компании бизнесмена задолжали партнерам по бизнесу миллиарды рублей: в октябре 2014 года по этому поводу было даже заведено уголовное дело N 201403315/50, но его прекратили за отсутствием состава преступления, несмотря на показания свидетелей и собранный следствием обвинительный материал.
Отделался выговором
В 2015 году Москва наконец отреагировала на многочисленные требования бизнесменов проверить деятельность местной прокуратуры. Результат был предсказуем:
«Выявлены грубые нарушения федерального законодательства <…> обусловленные ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей, снижением требовательности и контроля за работой подчиненных со стороны прокурора ЯНАО Герасименко», – говорится в подписанном генпрокурором Юрием Чайкой приказе.
Но Герасименко отделался строгим выговором.
«Абсолютно все согласуется в Салехарде (административный центр ЯНАО. – Ред.). Все административные проверки в отношении юридических лиц и предпринимателей, исковые заявления в суды общей юрисдикции и в арбитражные суды. Согласуются в округе и материалы, направляемые в порядке статьи 37 УПК РФ. Это когда прокуратура при проведении административной проверки выявляет нарушение уголовного законодательства, но сама не может возбудить уголовное дело и поэтому выносит постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания», – констатирует бывший помощник прокурора города Надым Антон Синицын.
Заслуженный строитель
ЯНАО – второй (после ХМАО) регион России по валовому региональному продукту на душу населения, на каждого человека здесь приходится около 4 миллионов рублей в год. Однако программа переселения бараков до сих пор буксует: износ этих зданий достигает 92%, вдобавок они регулярно горят, причем зачастую . Деньги выделяются, а воз и ныне там. Вопрос: куда смотрит прокуратура?
А прокуратура смотрит в плазменные телевизоры и занимается фитнесом в своем новом салехардском офисе. Это роскошное здание обошлось бюджету региона в 606 миллионов рублей. Для понимания масштабов следует напомнить, что на строительство жилья по программе переселения соотечественников в ЯНАО выделено 1,2 миллиарда рублей на период с 2014 по 2020 годы. То есть на всех соотечественников за шесть лет выделили всего вдвое больше, чем на прокуратуру, чье здание (по документам) возвели за три месяца.
А ведь правительство бывшего главы региона, а ныне федерального министра Дмитрия Кобылкина профинансировало объект… дважды. Что ж, губернатор оказывает услугу прокурору, прокурор не мешает работать губернатору. За время совместной деятельности Кобылкин и Герасименко фактически срослись. Что будет теперь? Пока что в ЯНАО назначен врио главы региона, а значит, у прокурора есть время замести следы.
Язвой на теле одного из богатейших субъектов Российской Федерации стали этнические ОПГ, поделившие регион. По местных СМИ, Новый Уренгой контролируют чеченские группировки, Надым – азербайджанские, Ноябрьск – дагестанские. Они не только открыто «прессуют» местное население, но среди бела дня устраивают разборки между собой с применением огнестрельного оружия. Незаконная миграция продолжает расти, а Герасименко говорит о необходимости социальной адаптации мигрантов.
Регион ворвался в группу лидеров по объему коррупции среди сотрудников ГИБДД, заняв шестое место со средним размером взятки в 1,7 миллиона рублей. Но и тут прокуратура лишь разводит руками.
Все это легко объясняет удивление экспертов, не обнаруживших фамилии Герасименко в списке отставленных 3 мая. Что ж, дальнейшее зависит от выборов губернаторов ЯНАО и Тюменской области, которые пройдут совсем скоро – в единый день голосования 9 сентября.
Андрей ПОНОМАРЕВ, специально для «Совершенно секретно»