Перечислены три невыполнимых условия Трампа
Непримиримый ястреб, советник по национальной безопасности Джон Болтон (слева) и умеренный ястреб, министр обороны Джим Мэттис (справа).
Постпред США в ООН заявила, что США уйдут из Сирии только в том случае, если будут выполнены три условия. «Это победа над террористической организацией ИГИЛ, гарантии того, что не будет применяться химическое оружие, а также того, что влияние Ирана не распространится на весь регион», — назвала невыполнимые для Вашингтона задачи Никки Хейли.
С победой над ИГИЛ худо-бедно можно согласиться — в разгроме террористов заинтересованы все, кроме самих террористов, и дело близится к завершению. Правда, причем здесь США, не очень понятно. Так что это условие Вашингтон выполнить не сможет без участия России, Сирии и Ирана.
Остальные задачи явно названы для того, чтобы получить возможность закрепиться в этой стране если не навсегда, то очень надолго.
Химические атаки гнусного сирийского режима против собственного народа под прикрытием не менее гнусной путинской России вряд ли прекратятся, пока существуют «Белые каски» и дисциплинированные средства массовой информации. Немножко помешать делу может инспекция ОЗХО, которая уже прибыла в Дамаск, но это вопрос, скорее, технический.
В 2003 году генерального директора Организации по запрещению химического оружия Жозе Бустани, который почему-то решил, что от него требуется честная работа по запрещению химического оружия, сменил покладистый Ахмет Узюмджю. С тех пор в результатах расследований англосаксы уверены, никакого подвоха от турка они не ждут. Подозреваю, инспекция найдет в Восточной Гуте следы применения хлора, зарина, зомана, «новичка» и всех других отравляющих веществ, известных специалистам. Не удивлюсь, если обнаружатся и бочки, «сброшенные» с вертолета. На них будут надписи кириллицей, а внутри каждой — приказы об удушении женщин и детей за подписью Асада.
Влияние Ирана в регионе тоже никуда не денется — в конце концов, Тегеран пришел на выручку Дамаску даже раньше нас. Так что как победитель и друг Сирии имеет право на многое.
Однако мы и сами против того, чтобы Иран пытался решить «израильскую проблему». Сегодня он вплотную приблизился к границам еврейского государства и даже не скрывает, что хотел бы пойти дальше — для начала освободить Голанские высоты, а там как получится.
России, разумеется, война в регионе не нужна, не важно, кого с кем. Москва старается перевести агрессивную энергию Тегерана на внутрисирийские дела, и пока это получается. К тому же, Тель-Авив никогда не допустит появления угрожающих его безопасности баз, аэродромов и другой военной инфраструктуры на территории любого сопредельного государства и, не слушая никого, обязательно их уничтожит.
Впрочем, непримиримые ирано-израильские отношения, возможно, самое мелкое неудобство, которое есть на Ближнем Востоке. Здесь хотя бы все понятно.
Главной дестабилизирующей силой в регионе по-прежнему остаются США. И главной глобальной угрозой. Потому что субботний массированный ракетный удар, я уверен, не последний. Если считать его разведкой боем, то она прошла вполне удачно. Однако для Пентагона остается загадкой, как действуют российские системы ПВО.
Захотят ли американцы в следующий проверить их эффективность?
Газета The Wall Street Journal опубликовала любопытную утечку. Оказывается, министр обороны Джим Мэттис предлагал Дональду Трампу три варианта ударов по Сирии. Первый подразумевал атаку против объектов, которые могли быть использованы для производства химического оружия. Он и был в итоге принят.
Но остальные весьма опасны. Второй вариант добавлял к вышеописанным объектам исследовательские лаборатории и командные центры сирийских войск. Согласно третьему плану, под удар попадали российские системы противовоздушной обороны. Причем, глава Пентагона предупредил американского лидера о рисках «опасного ответа» со стороны Москвы и Тегерана в случае удара по их объектам ПВО.
Я вполне допускаю, что за более мощный удар по Сирии действительно выступали советник по национальной безопасности Джон Болтон, Никки Хейли и исполняющий обязанности госсекретаря Джон Салливан, как пишет издание. В конце концов, обсуждение есть обсуждение, точки зрения участников совещания могут быть прямо противоположными. К тому же, Болтон известен не только своей агрессивной русофобией, но и дисциплинированностью — если президент принял решение, то возражать он не станет.
Важнее понять, зачем была сделана эта утечка.
Похоже, нам посылают недвусмысленный сигнал: на стадии подготовки следующего удара по Сирии аргументы советника по национальной безопасности могут показаться Трампу более убедительными. В конце концов, все ведь понимают, что «химические атаки» понадобились лишь для того, чтобы Америка, громко напомнив о своих военных возможностях, вновь стала великой.
По мнению Джона Болтона, которое он неоднократно высказывал, ключ к былому величию находится именно на Ближнем Востоке, откуда Соединенные Штаты бестактно вытолкнули Россия, Иран и примкнувшая к ним Турция. Вопрос о том, какую цену готов заплатить Дональд Трамп за восстановление американского авторитета в мире, пока остается открытым.