Истории блокады Ленинграда, рассказываемые мне петербуржцами по воспоминаниям их родных, создавали перед глазами страшные и величественные картины тех зим, когда ниточка «Дороги жизни» питала умирающий город, который врагу не сдали, и сдавать не собирались.
Так у меня возникла идея найти и поднять легендарную «полуторку» — одну из тех, что во множестве уходили под лед Ладоги, в многочисленные полыньи и разломы льда от бомб и снарядов.
Дорога возникает под ногами идущего, и наконец, 24 октября 2017 года я и моя команда подняли «полуторку» с глубины 6 метров в Ладожском озере, где она пролежала около 75 лет.
Дайверы готовятся к погружению.
Машина лежала капотом в сторону Кобоны, есть предположения, что двигалась именно туда от Зеленцов или вокруг них. Впрочем, водитель мог маневрировать, объезжать разлом льда, торосы, или просто пытаться уйти от обстрела с самолета — сейчас об этом сложно сказать. В ходе погружения автомобиль также мог изменить свое положение.
Лично мое мнение — «Полуторка» двигалась от Ленинграда.
Сразу после подъема
Каков мог быть характер ее груза? Сейчас сказать сложно. Из блокадного города вывозились и люди, и оборудование с заводов, и продукция предприятий, оставшихся и работавших в городе — оружие, запчасти для вооружения и техники. Ничего похожего на оборудование, остатков ящиков или тары от запчастей в кузове и рядом с ним мы не нашли. Конечно, на Дороге Жизни работали и водолазные команды, поднимая груз с затонувших автомобилей, и я вполне допускаю, что ценный промышленный груз мог быть поднят именно этими людьми.
А если нет? Если «Полуторка» везла на соломе эвакуируемых людей — как это и делалось обычно? Кем они были? Хватило ли у них сил выбраться из полыньи — будучи ослабленными от голода, да еще в зимней одежде? Ответов на эти вопросы не знаю.
Колеса автомобиля были до упора вывернуты влево, а КПП была включена на 4 передаче — машина ушла под лед на скорости, вероятно — сползая правым бортом в полынью.
Передние колеса до упора вывернуты влево.
Об этом же свидетельствуют предметы и инструменты, найденные в правом углу кабины — похоже, что от крена они ссыпались по полу в дальний правый угол.
В правой части — инструмент некоторые вещи водителя
Об дно автомобиль ударился правым бортом, и вошел в донный ил примерно под углом в 40-45 градусов. Правые колеса, часть рамы и кузова оказались под слоем ила — это хорошо сохранило их. Вероятно, от удара об дно сорвало радиатор — его нашли под слоем ила перед двигателем, причем именно это его сберегло — можете сами убедиться, что он отлично сохранился. Герметичность пока не проверяли.
Сама схема подъема и простая и очень сложная — баржу-катамаран, на которой закреплена лебедка с блоком подвели к машине, зафиксировали стропы («паук») на мостах и стали раскапывать и размывать грунт — попытка выдернуть автомобиль без этого попросту разрушила бы его.
Из обидных потерь состоялось две — на выходе из воды не выдержал кронштейн «запаски», и она ушла в воду. Поднятый ил и нулевая видимость не позволили ее найти.
Раскрытый кронштейн
Кроме того, отвалился и затонул глушитель — уже при буксировке. Конечно, есть его чертежи, и он был совершенно непригоден для восстановления, но все таки жаль.
Глушитель еще на месте — скоро оторвется.
В комке грязи и ила, который доставали со дна, автомобиль можно угадать весьма условно. Двигатель с агрегатами явился просто кучей грунта, отложения на раме и механизмах достигали толщины 6-7 сантиметров!
Где-то тут должен быть двигатель…
Главная задача при работе с подводными объектами — не дать засохнуть отложениям, иначе весь автомобиль можно смело передавать в музей в неизменном виде, отмыть его в дальнейшем будет крайне сложно. А вот пока отложения мягкие — они хорошо отстают даже без скребков и иных подручных инструментов.
Специально для нашей “Полуторки” мы арендовали неотапливаемый бокс, чтобы как можно дольше сохранить ее влажной.
Вот так выглядел двигатель с агрегатами:
И примерно так он выглядит после грубой очистки (некоторые агрегаты сняты):
Двигатель после грубой очистки
Вид спереди. Помпа снята.
А вот ускоренное видео (таймлапс) — просто чтобы вы понимали, что это за работа:
4:31
Немного фото о процессе:
Общий вид
Поперечина рамы
Карбюратор. Заслонка движется, внутри бензин 1941 года.
Генератор. Вращается, отправлен в перемотку.
Колесный диск и крепеж после очистки.
Вот еще пара таймлапсов на эту же тему.
0:55
1:23
1:39
Надо сказать, что работа была проделана огромная — только засохшего ила из бокса мы вывезли около 250 кг! Четверть тонны уже сильно подсохшей грязи!
Малая часть, столько грязи осыпается при очистке небольшого участка рамы.
Удивительно, что рама не сломалась при подъеме и транспортировке:
Рама весьма уставшая, могла сломаться в любой момент.
А еще нужно рассказать вам про коробку, которая оказалась полностью исправной, про двигатель который прямо сейчас находится в переборке, про задний мост и его сорванные пробки, про то, какие предметы мы наши в остатках кабины
— произвели грубую очистку силового агрегата и рамы, сняли двигатель:
Более-менее очищенный автомобиль
— сняли и очистили переднюю балку, передние тормозные механизмы с барабанами. (Есть интересные выводы и соображения, о чем в отдельном выпуске БЖ).
Передние тормоза. Сохранность изумляет!
— перебрали и законсервировали коробку, вот одно из 300 фото об этом процессе:
Разобранная КПП
— полностью отмыли, разобрали и дефектовали двигатель (следите за новостями)
Наш двигатель. Уже предварительно помыт, но еще в сборе.
— получили в дар от добрых людей запчасти — это и поисковики Карелии, и реставратор ГАЗ-67 который пожелал остаться инкогнито (ничего, еще уговорим его открыть свое лицо — страна должна знать хороших людей!) и реконструкторы ВОВ из Гатчины . О ком еще не успел — еще обязательно сделаю публикации и видео, и весьма скоро.
Подарок Дениса Фролова — реконструктора из Гатчины
Подарок поисковиков Карелии (Олонец)
Новый поддон — подарок от реставратора ГАЗ 67
Дело в том, что головка болта, оказавшись под водой, сильно корродирует, а вот само тело болта и резьба остаются неизменными и не ржавеют в принципе, откручиваются обычно «на ура». По сути — болт превращается в шпильку, которая почти ничего не фиксирует. Обратите внимание как выглядят болты крепления КПП:
Головки болтов крепления КПП фактически уничтожены коррозией.
Поэтому основным риском при подъеме автомобиля было именно то, что коробка отойдет от двигателя, сорвется с кардана и нырнет обратно на дно.
По счастью, этого не произошло, хотя предательская щель толщиной примерно в полсантиметра на месте стыка и появилась (ее хорошо видно на этом фото):
Отчетливо видна щель между двигателем и коробкой
Вот так выглядел силовой агрегат в процессе предварительной очистки:
Двигатель в процессе очистки
Вид сбоку. Радиатор — для наглядности.
Буквально на остатках болтов держались и помпа со стартером:
А вот так выглядел рычаг переключения КПП:
Рычаг КПП
И вал КПП с кожухом:
Сняв рычаг КПП, «трапецию» от передней балки, педаль сцепления — сняли и саму коробку:
Коробка снята! Хорошо видно, на какой стороне лежала машина в грунте
Внизу — шаровая опора КПП на трапеции от передней балки.
Вилка ходит, выжимной подшипник вращается…
Венцы маховика отлично сохранились. Может потому, что заводили в основном с рукоятки?
Сказать честно, это удивительное чувство — прикасаться к агрегатам, которые 3/4 века тому назад обслуживал и регулировал другой механик. Отворачивать болты, затянутые 76 лет тому назад…
Понимать, что именно эти шестерни толкали вперед нашу нехитрую «полуторку» груженную мукой, от которой зависело так много. Что именно это простой и грубый мотор был под обстрелами, о которых я только читал или видел в кино.
А еще перегревался и чихал, трещал своей примитивной коробкой без всяких синхронизаторов и прочих излишеств. Но работал крепко и погиб как солдат — в своем собственном бою.
Сильные чувства, мужики, желаю каждому в жизни что-то подобное испытать.
Извините, отвлекся…
Вот вам живое и наглядное свидетельство из той войны:
Присмотритесь к шестерне…
Поясню… Пробег автомобиля — минимальный, тысяч 10, не больше.
Откуда знаю? Износ тормозов — минимальный, двигатель внутри — как с завода, рулевой механизм вообще не изношен — буду еще об этом рассказывать.
А вот шестерня КПП на фото имеет следы сильного износа, замятия…
Догадались, к чему это я? Машина ходила с перегрузом, причем серьезным.
Зимой 41-42 года протащить в Ленинград каждый мешок муки сверх плана — значит спасти сотню-другую жизней. Вот и грузили «полуторки» сверх всякой меры — иногда наваливая и до 3 тонн, то есть превышая вдвое проектную грузоподъемность.
Сани-прицепы тоже практиковались, вот так это и выглядело:
Полуторка я санями
Потому и износ шестерни такой большой.
Вернемся в настоящее. Верхняя крышка, пальцы и вилка КПП — полностью работоспособны:
Коробка сразу после вскрытия
Впрочем, о коробке расскажу еще отдельно — были и радости, и трудности, всему свое время.
Это небольшое видео покажет как мы сняли двигатель и погрузили его в верный Ларгус:
3:48
Так двигатель попал к нашим друзьям из автоцентра ДИЛИЖАНС, на двигательном участке которой мы и перебираем наш мотор.
Основательно, бережно и очень серьезно:
Двигатель прибыл на переборку
К слову, перед лицом всех своих подписчиков, выражаю огромную признательность за безвозмездную помощь проекту «Полуторка» руководителю компании «Дилижанс» — Александру Михайловичу Пахомову:
Именно ребята из «Дилижанса» полностью отмыли и дефектовали двигатель, отвели под его переборку отдельную комнату и выделили самых лучших мастеров.
Спасибо вам, друзья. И от меня, и от всех, для кого мы возрождаем «Полуторку».
Ну а я, пожалуй, буду заканчивать этот отчет.
Впереди — подробный рассказ о том, что мы встретили внутри двигателя, какие сюрпризы и неожиданности нас ожидали, как живая история развития техники открылась в валах, сальниках, кулачках и кольцах, шагнув в наш век из прошлого.
Наконец, какое послание от механиков времен войны мы нашли внутри и что смогли из него понять.