Вчера я обещал подробнее рассказать о транзите нашего газа через Украину. Выполняю обещанное.
Сегодня газ из России на Запад идет по четырем направлениям:
● через Белоруссию: газопровод «Ямал – Европа» мощностью 35 млрд кубометров в год
● через Балтийское море: «Северный поток – 1» мощностью 55 млрд кубометров в год
● через Турцию: «Голубой поток» мощностью 16 млрд кубометров в год
● через Украину: ГТС мощностью 140 млрд кубометров в год, реально прокачивается меньше
А на сколько меньше? Давайте вместе посмотрим.
В табличке данные за 2018 год приблизительные, основаны на отчете «Нафтогаза» за три квартала, в котором говорится о снижении транзита на 7 процентов. Взял на всякий случай примерно 5 процентов, мало ли что.
Данные по транзиту через Украину — отсюда. По импорту в страны дальнего зарубежья (без продаж в экс-республики СССР и сжиженного газа) — с сайта Банка России. За 2018 год импорт тоже пока приблизительный, прикинул на основании данных за три квартала.
Итак, что мы имеем?
«Северный поток – 1» вышел на проектную мощность (55 млрд кубометров в год). Из Белорусской ГТС в ближайшие годы тоже вряд ли удастся выжать больше. Разговоры о прокладке еще одной трубы вроде ходят, но решение не принято. Не принято решение и по второй очереди «Турецкого потока» — здесь пока тишина.
Очевидно, что транзит через Украину сохранится как минимум года до 2023-го. Правда, объемы будут падать. И вот почему.
Первая очередь «Турецкого потока» лишит нэньку 31 млрд кубов, произойдет это уже, видимо, через год – другой. Останется примерно 60 млрд. Мощность «Северного потока – 2», напомню, 55. Но и его недостаточно.
У меня нет сомнений, что переговоры об увеличении мощности всех потоков ведутся — Европе позарез нужен газ. Добыча со всех ее месторождений — британских, норвежских, голландских падает, их необходимо срочно заместить. Поэтому наши то и дело успокаивают американцев: ваш сжиженный газ будет востребован, Евросоюз купит всё и будет просить еще.
Но теперь, наученные горьким опытом, наши газовые генералы вслух не бахвалятся, как раньше: построим то, построим это… Они теперь предпочитают общаться с контрагентами за закрытыми дверями и редко рассказывают прессе о достигнутых договоренностях.
Вот и правильно. Не нужно никого раздражать раньше времени рассказами о «Турецком потоке – 2», о «Северном потоке – 3»… Сначала закончите начатое. Еще успеете вызвать раздражение.
Но даже если построят все начатое и запланированное, нужда в Великой транзитной державе останется. Объясню, что имею в виду.
Если «Газпром» полностью вычеркнет нэньку из числа поставщиков газа в Европу, ему придется иметь дело с Султаном, Батькой и Германией. Я уж не говорю о том, что после Турции газ направляют в Болгарию, а вы и без меня знаете, насколько это ненадежно. После Белоруссии — в Польшу. Комментарии, как говорится, излишни.
Надежной пока выглядит Германия, но мы ведь не знаем наверняка, как будут с ней складываться отношения после Меркель.
Вряд ли такой серьезный бизнес, как торговля газом, может позволить себе неопределенность. Нет, задача стоит поинтереснее: ни в коем случае не исключать Украину, а оставить ее ГТС как резерв на случай осложнения отношений с другими игроками.
Украина перестанет считать себя Великой транзитной державой, но просто транзитной останется. Наравне с другими.
Ничего личного, просто диверсификация рисков.