Доборолась Україна
До самого краю.
Гірше ляха свої діти
Її розпинають.
Тарас Шевченко
Итак, в деле создания унифицирующей всех украинцев «поместной церкви» «отделенцы» пошли в последнюю атаку, бросив в атаку все силы: от беснующихся атеистов-порохоботов до Госдепа США. Это мало понятно 80% «условно верующих», обращающихся к Церкви, как говорит один священник, «в рамках КПСС» (Крещение-Пасха-Свадьба-Смерть). Да и воцерковленным не все ясно.
Потому напомню, что после распада СССР группа иерархов и священников Русской православной церкви, пользуясь всеобщим хаосом и поддержкой Запада, объявила себя настоящей церковью украинцев, названной «Киевский патриархат» (УПЦ-КП). «Патриархат» этот никем не признан, это большой религиозный театр, где мужики в костюмах разыгрывают спектакль, святости в котором столько же, сколько совести у Порошенко. Если хотите, это крайне агрессивная политическая партия-секта с конкретным целевым электоратом и идеологией ненависти к Москве. Возглавляет ее преданный анафеме за самозванство гражданин Денисенко («патриарх Филарет»).
В конце концов расколом заинтересовался Государственный департамент США, и цепь событий дает основание говорить о создании поместной укронациональной церкви «Вашингтонского патриархата».
Реформатор Сэм
11 сентября в Киев прибыл посол США по особым поручениям по вопросам международной религиозной свободы Сэм Браунбэк. Как назвал его телеведущий Пиховшек – «последняя часть пазла во вмешательстве США в украинское православие».
Республиканец Сэм Браунбэк родом из Канзаса, где дважды был губернатором. Себя называет консерватором-католиком. Бакалавр искусств, доктор права он работал радиоведущим, учителем, адвокатом. Потом была работа в первой администрации Буша и избрание в Конгресс, и даже попытка избираться в президенты США в 2007 году.
Браунбэк – инициатор принятия Закона о международной религиозной свободе 1998 года, который предусматривал появление его нынешней должности. На пост посла Браунбэка, сменившего на этом посту раввина Давида Саперштейна, выдвинул Дональд Трамп. «Нью-Йорк таймс» утверждает, что он «один из самых консервативных, религиозных, увлекательных и во многих отношениях замечательных политиков в Америке сегодня».
В «украинской теме» Браунбэк уже второй год, и, вероятно, именно он проложил секте «Киевский патриархат» дорожку на стамбульский Фанар.
Как по нотам
9 апреля 2018 года Порошенко едет в Стамбул, где шепчется с «подоготовленным» Варфоломеем. Через 5 дней на Фанаре оказывается уже Браунбэк. 17 апреля Порошенко заявляет о решении его и иерархов УПЦ-КП и УАПЦ официально обратиться к Варфоломею с просьбой о предоставлении церковной автокефалии. 18 апреля украинские СМИ публикуют текст этого обращения, а 22 апреля Синод Вселенского Патриархата принимает «решение о начале процедур, необходимых для предоставления автокефалии православной церкви в Украине».
26 апреля Варфоломея просит о томосе Конференция самозваных епископов УПЦ США, Канады и Латинской Америки. 29 апреля министр Климкин встречается в Египте с Феодором II, патриархом Александрийским и всей Африки, а бывшие коммунисты Кучма и Кравчук едут уламывать в Прагу архиепископа Прешовского Ростислава, митрополита Чешских земель и Словакии. 31 мая Иерусалимский патриарх Теофил ІІІ встретился со спикером Рады Андреем Парубием, а 5 июня люди Варфоломея едут для разговора в Сербию. 17 июня делегация Вселенского патриарха посещает Католикос-Патриарха всея Грузии Святейшего Илию II.
Следующим шагом Вашингтон нажимает еще на одного участника игры – униатов. Посол США в Киеве Мари Йованович встречается с главой УГКЦ Святославом Шевчуком, подчиненного папе римскому. Шевчук заявляет, что УГКЦ поддерживает автокефалию, но «будет пользоваться всеми правами и не будет принуждаема становиться конфессионально православными, как кое-кто думает». То есть присоединяться к «поместной церкви» не будет.
Не сидел без дела и бывший посол США в Киеве Джеффри Пайетт. Он посетил Афон, а в мае встретился с предстоятелем Элладской Православной церкви архиепископом Иеронимом. Следующий шаг совершил уже Варфоломей, отправивший на Украину двух экзархов, уроженцев Западной Украины архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Иллариона Эдмонтонского из Канады. Эти, видно, ничего не стесняются, если мэр Днепропетровска Борис Филатов рассказал в «Фейсбуке», что архиепископ Даниил встречался с Ярошем, подарив тому книги Дмитрия Донцова – главного идеолога «интегрального национализма», автора первого перевода на мову «Майн кампф» Гитлера.
И наконец, в Киев прилетел Браунбэк, встретившийся с Порошенко и Парубием.
Опять согнувшись
На встрече с Браунбэком Порошенко жаловался на «системные преследования на оккупированном Донбассе и в Крыму украинских верующих УПЦ-КП, УГКЦ, представителей других вероисповеданий». Парубий, насколько ему позволяла физиология, рассказывал, что Путин «использует в гибридной войне религиозный вопрос как инструмент агрессии против Украины» и «проводит экспансию через храмы Московской патриархии». Оба выражали надежду, что вмешательство США приведет к автокефалии, без которой украинский народ даже спать не может.
Браунбэк ответил, что США поддержат положительное решение Варфоломея о предоставлении автокефалии, но на этапе принятия решения о его предоставлении США якобы не вмешиваются.
И в день встречи Браунбэка с Парубием представитель Константинопольского патриархата митрополит Галльский Эммануил заявил о начале создания «местной независимой церкви» на Украине, «учитывая просьбы самих украинцев».
Чем закончится?
Последствия очередного прогиба Украины перед западными дельцами сложно предугадать. На кон поставлена Единая Православная церковь. Многое зависит от позиций поместных церквей. Пока однозначно на сторону Москвы и канонической УПЦ встала Сербская церковь. К этому же склоняются Иерусалимская, Болгарская, Грузинская, Польская церкви и Православная церковь Чешских земель и Словакии.
Опасность признания самозванцев может больно ударить по любой из церквей, на очереди Сербия (македонский раскол) и Грузия (ситуация в Южной Осетии и Абхазии), зашевелятся и раскольники меньшего калибра.
Первым звонком новых расколов и претензий стала горячая поддержка решения Варфоломея белорусским самозванцем, «архиепископом БАПЦ» Святославом Лонгином. «Если признают украинскую церковь, то следующие шаги должны быть и относительно белорусской церкви», – заявил Лонгин, сообщивший, что в Беларуси растет тяга к автокефалии.
Однако решение Фанара в первую очередь ударит по Украине, где, как известно, на «один патриархат в очереди три гетмана». УГКЦ пока выразила сомнительную поддержку Варфоломею, но, поддерживаемая Ватиканом, не отказалась от продвижения на восток. Конфликт очевиден. Представители УАПЦ, стоящие рядом с Филаретом, имеют свои амбиции и быть на побегушках не желают.
Не стоит забывать и об аппетитах протестантов, которые 23 сентября готовятся проводить на Крещатике многотысячный «день благодарения» («День Подяки»).
Опять же Варфоломею незачем начинать крупную войну и прослыть раскольником ради автокефалии чужой «порошенковской церкви», потому и появились экзархи. Фанар хочет откусить свое, с чем Филарет явно не согласится. История нового «Вашингтонского патриархата» может быть длинной, а может очень короткой. Хотелось бы, чтоб не кровавой.