В ЕС решили, что сделки по ракетному топливу гидразин в рамках совместного российско-европейского проекта ExoMars должны одобрять «компетентные органы»
Совет Европейского союза вывел из-под ранее введенных санкций против РФ операции по закупке или продаже ракетного топлива гидразин, используемого при реализации второго этапа совместного российско-европейского проекта ExoMars. Решение от 30 ноября опубликовали в Официальном журнале ЕС.
В документе подчеркивается, что предоставление российским компаниям во время сделок по гидразину любой технической или финансовой помощи подлежит предварительному одобрению «компетентными органами».
«Известия» писали, что производство гидразина в России было свернуто в 1990-е годы. С тех пор он закупался за рубежом, в основном в Германии. В 2014 году, после введения санкций странами ЕС, поставки гидразина в РФ прекратились, так как данный вид топлива используется в том числе для реализации военных программ. В феврале 2016 года завод по производству гидразина построили в Нижегородской области.
Проект ExoMars реализуется в рамках соглашения, подписанного Федеральным космическим агентством России («Роскосмос») и Европейским космическим агентством в марте 2013 года.
В марте 2016 года в рамках проекта с Байконура ракетой-носителем «Протон» (использует гидразин) был выведен в космос вышедший позднее на околомарсианскую орбиту зонд Trace Gas Orbiter (TGO). В октябре того же года от TGO отделился экспериментальный посадочный модуль Schiaparelli, который должен был сесть на поверхность Марса, однако разбился при посадке.
В 2020 году в рамках второго этапа проекта ExoMars на Марс должен быть доставлен автоматический марсоход с комплексом научной аппаратуры «Пастер» для непосредственного изучения поверхности и атмосферы Марса, пишет РБК.
Посадочная платформа марсохода после того, как тот отправится в самостоятельное путешествие по поверхности Марса, должна начать работу как долгоживущая автономная научная станция для изучения состава и свойств поверхности и атмосферы.