Защитим себя сами!

Шарий высмеял новое «расследование» Навального

Минск продолжает искать деньги по всем направлениям.

Крайне насущная потребность во внешнем финансировании вынуждает белорусские власти искать средства на всех направлениях. При этом дополнительные препятствия возникают из-за осложнения международной и внутриполитической обстановки.

 

 

Кредиты обещаны, но нужно больше

 

Власти Беларуси получили финансовую надежду. После переговоров Александра Лукашенко и Владимира Путина, прошедших 3 апреля в Петербурге, стало известно, что Россия прорабатывает вопрос выделения Беларуси межгосударственного кредита на миллиард долларов для поддержки бюджета.

Кроме того, идет разговор о возобновлении финансирования по линии уже открытого кредита Евразийского фонда стабилизации и развития: обещаны два транша общим объемом 600 млн долларов.

Такие меры, если они действительно будут приняты, безусловно, помогут белорусскому руководству несколько перевести дух, однако до кардинального решения финансово-экономических проблем все равно будет далеко.

Поэтому официальный Минск по-прежнему настойчиво пытается получить кредит в 3 млрд долларов от Международного валютного фонда.

Переговоры с ним о начале новой страновой программы ведутся уже больше года и должны быть продолжены в апреле. Однако в условиях значительного обострения международной обстановки, а также усиления внутриполитической напряженности достижение вожделенной цели может существенно осложниться.

Замкнутый круг

В марте в Минске побывал глава миссии МВФ по Беларуси Питер Долман. На встрече с ним Лукашенко сказал: «Спасибо, что приехали в Беларусь и пришли по моей просьбе для того, чтобы мы могли с вами обсудить буквально один-два вопроса».

О содержании беседы информации не было, но поскольку ранее белорусские власти сообщали, что согласовали с фондом все условия начала программы, кроме темпа роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги и транспорт, а также совершенствования работы госсектора, то можно предположить, что основными темами разговора были как раз эти пункты.

Белорусское руководство явно обеспокоено прошедшими в марте гражданскими протестами, которые хотя и не были слишком массовыми, однако имели весьма широкую географию, чего раньше практически не наблюдалось.

К тому же не вызывает сомнений, что пресловутый «декрет о тунеядцах» стал лишь поводом для волнений. Главная же их причина заключалась в заметном общем снижении уровня жизни.

Соответственно, у властей есть все основания опасаться, что новое повышение тарифов, причем именно на жизненно важные для подавляющего большинства жителей виды услуг, приведет к дальнейшему усилению в обществе протестных настроений.

Таким образом, получается замкнутый круг: для смягчения недовольства необходимо повышать зарплаты и пенсии, но получение денег на эти цели требует непопулярных шагов, которые вполне могут это самое недовольство многократно усилить.

Чрезмерно жесткая внутренняя политика может повлечь и иные негативные экономические последствия.

Хотя сам по себе МВФ обычно не слишком обращает внимание на внутреннюю политику государства, обращающегося к нему за помощью, его главные действующие лица могут иметь несколько иное мнение.

Пока Европейский союз и Соединенные Штаты ограничиваются предостережениями и не вводят каких-либо экономических ограничений. Однако в случае усиления репрессий Минск может нарваться на неприятности.

В частности, уже в конце нынешнего месяца вашингтонская администрация должна решить, продлевать ли мораторий на санкции в отношении ряда белорусских предприятий. И если к тому времени внутри страны произойдут какие-то новые эксцессы, решение может оказаться негативным.

Само по себе это вряд ли повлечет за собой серьезные материальные потери, но может стать сигналом для других важных действующих лиц, например того же Брюсселя.

Обстановка в мире тоже не благоприятствует

Не способствует реализации желаний белорусского руководства и складывающаяся в мире ситуация. Так, ракетный удар США по сирийскому аэродрому вызвал резкую реакцию в Москве. Казалось бы, Минск должен был твердо стать на сторону своего ближайшего союзника, однако на деле ограничился невнятным комментарием пресс-службы МИД.

Да и сам Лукашенко, в отличие от прежних времен, отнюдь не обрушился на Дональда Трампа с гневной критикой. Скорее, наоборот, попытался найти американскому коллеге оправдание: «Ему надо доказывать, что он может управлять страной. А там мешают, не дают — и проигрывавшие, и некоторые богатые».

Нельзя также не согласиться с выводом руководителя аналитического проекта Belarus Security Blog Андрея Поротникова, что осуждение Беларусью американской акции может разрушить активно выстраивавшиеся ею отношения с аравийскими монархиями и Турцией, однозначно ставшими на сторону Белого дома.

Поэтому лавирование Минска совершенно понятно. У этой политики долгая история: непризнание Абхазии и Южной Осетии вопреки давлению Москвы, фактический отказ поддержать ее в ее конфликте с Турцией, в агрессии против Украины.

Но теперь, когда Кремль пообещал новую поддержку, не вызовет ли такое поведение Минска, мягко говоря, недоумение у российского руководства? И не передумает ли оно проявлять щедрость?

Правда, есть еще один источник внешних заимствований — Китай. В мае белорусский лидер планирует принять участие в работе пекинского международного форума «Один пояс — один путь», и там этот вопрос едва ли будет обойден.

Не исключено, что итог такого обсуждения будет положительным. Вот только практика показывает, что до сих пор китайские кредиты даже в больших объемах значительных успехов Беларуси не приносили.

Андрей ФЕДОРОВ

#Метки: