«Совершенно секретно»: «Сталкер» — завершающий фестиваль года, подводящий своеобразный итог того, чем был богат этот киносезон.
Но основная миссия фестиваля, неизменная со дня его основания, с 1995 года – это знакомство зрителей с фильмами на актуальные для общества темы, темы, подчас, больные, острые, горькие, вопиющие. Кинематограф как зеркало, беспощадное и суровое, но справедливое, отражает все проблемы, заставляет задуматься, переживать и сопереживать.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
В этом году исполняется 70 лет со дня принятия ООН «Всеобщей Декларации Прав Человека». Первое заседание Комиссии ООН по правам человека прошло в 1947 году. Председателем Комиссии была избрана Элеонора Рузвельт. Было решено, что первоначальный текст подготовят три представителя из разных стран, чтобы Комиссия могла рассмотреть его на своём втором заседании. 10 декабря 1948 года «Всеобщая Декларация Прав Человека» была принята на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Париже 48 голосами при 8 воздержавшихся. Стоит отметить, что против не был никто. С тех пор декларацию стали называть «выдающимся документом в истории человечества». В ней отражены все аспекты жизни человека, а её первая статья гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Как известно, в нашем несовершенном мире, как эта, так и другие статьи этого важного документа, нарушаются постоянно. И все неравнодушные люди, а именно таковыми чаще всего и бывают, люди творческие и кинематографисты в том числе, не могут проходить мимо творящихся несправедливостей. Так на свет появляются произведения, иллюстрирующие практически все 30 статей Декларации.
У истоков кинофестиваля «Сталкер» стояли выдающие деятели русской культуры – актер Георгий Жженов, писатель Анатолий Приставкин и драматург Валерий Фрид. Само название кинофестиваля «Сталкер» продиктовано вечными общечеловеческими ценностями, которые проповедовал в одноименном фильме кинорежиссер Андрей Тарковский, — милосердие и любовь к ближнему, личная ответственность человека перед обществом. Организаторы и участники фестиваля – это своеобразные «сталкеры», которые проводят зрителей в «зону» неизвестного кино, кино важного, очищающего, вдумчивого.
Первый «Сталкер» прошёл в ноябре 1995 года. Жюри тогда возглавлял известный кинодраматург Валерий Фрид. Тот фестиваль был особо заострён на привлечении внимания общественности к положению человека, находящегося в местах лишения свободы, причинам и предпосылкам совершения преступления. А Валерий Фрид знал об этом не понаслышке – в заключении он провёл 10 лет. Главный приз первого «Сталкера» достался режиссёру Александру Рогожкину за фильм «Караул».
За прошедшие 20 с лишним лет призами кинофестиваля «Сталкер» были отмечены лучшие российские фильмы. Многие кинематографисты начинали свой творческий путь именно со «Сталкера». Кстати, фестиваль ведет свою работу круглогодично. В декабре он традиционно проходит в Москве, а потом начинает свое путешествие по регионам, привозя зрителям фильмы, которые они ждут. Приезжают авторы картин, проходят интересные творческие встречи и обсуждения.
«СТАЛКЕР – 2018»
Всего на нынешнем «Сталкере» будет показано 67 фильмов. Как обычно, на этом фестивале есть программы игрового полнометражного и короткометражного кино, а также документальные картины. «В конкурсной игровой программе кинофестиваля — 17 полнометражных фильмов, затрагивающих тему прав человека, – рассказала председатель отборочной комиссии, кинокритик Светлана Хохрякова. — Сделаны они режиссерами среднего поколения и начинающими кинематографистами, работающими не только в Москве и Петербурге, но и в Екатеринбурге и Казани, снимающими кино на постсоветском пространстве. «Спитак» Александра Котта о страшном землетрясении в Армении 7 декабря 1988 года снимался там, где находился 30 лет назад эпицентр событий. В картине задействована большая интернациональная команда, и теперь она стоит в листе ожидания премии «Оскар» от Армении. Съемки «Подвала» Игоря Волошина, открывающего «Сталкер», проходили в Словакии с участием звезд мирового уровня: Жан-Марк Барр известен по фильмам Ларса фон Триера и Люка Бессона, а Джон Робинсон исполнил главную роль в отмеченном каннской «Золотой пальмовой ветвью» «Слоне» Гаса Ван Сента».
О вечном – любви, дружбе, родственных связях – рассказывают фильмы «Амбивалентность» Антона Бильжо, «Кровь» Артема Темникова, «Фагот» Бориса Гуца, «Как я стал» Павла Мирзоева.
Не менее интересна и документальная программа фестиваля. В оргкомитет поступило 94 заявки от документалистов, а всего в документальном конкурсе – 22 картины. Среди них фильмы о тяжёлых страницах нашей истории, о тоталитаризме, о гражданских правах, о волонтёрах, о людях с ограниченными возможностями, о свободе творчества. Фильм «За вашу и нашу свободу!» повествует об истории диссидентского движения в России. Картина «Несносные» посвящена сверхактуальной нынче теме переселения жителей из родных домов, и начавшейся вражды между теми, кто за и кто против подобного насильственного выселения. Есть в программе и фильмы, посвященные выдающимся личностям нашей эпохи. Герой фильма «Оскар» — художник Оскар Рабин, совсем недавно ушедший из жизни. А картина «Параджанов Тарковский Антипенко. Светотени» посвящена двум великим режиссерам, о которых вспоминает их современник и коллега.
Член жюри кинофестиваля, режиссёр Валерий Ахадов подчеркнул, что работа предстоит непростая, ибо в этом году очень сильная конкурсная программа, и жюри будет, о чём подумать и поспорить, а главное – есть из чего выбирать. Вместе с ним в жюри трудятся режиссеры Вадим Абдрашитов, Андрей Осипов, Алексей Симонов, Евгений Цымбал и продюсер Раиса Фомина.
В этом году впервые на кинофестивале Международная гуманитарная организация «Оксфам» учредила Специальный приз «Лучший фильм в области защиты прав мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежище», созданный в государствах постсоветского пространства. Приз будет вручаться в целях популяризация темы миграции, формирования толерантности и межэтнической интеграции в обществе. Как отметила представитель «Оксфам» в России Эльза Видаль, «кино лучше всех отчётов расскажет о трудностях, с которыми приходится сталкиваться мигрантам».
«Сталкер» остается верен себе – все показы на кинофестивале бесплатные. Зрители могут регистрироваться на сеансы на сайте фестиваля. Фестиваль всегда собирает полные залы неравнодушных людей. Как отметил неизменный президент кинофестиваля «Сталкер», режиссер Марлен Хуциев: «Искусство кино всегда являлось отражением глубинных процессов жизни общества. Очень важно, что в представленных на фестивале фильмах авторы затрагивают темы, волнующие современное общество, побуждают к дискуссиям и совместным рассуждениям. Картины рассчитаны на зрителей, готовых к вдумчивому глубокому анализу, ищущих ответы на сложные жизненные вопросы».
Александра Иванова, специально для «Совершенно секретно»