Пора отдать должное генералиссимусу Чан Кайши
Алексей Чичкин
Западные державы самочинно датировали начало и окончание обеих мировых войн, считают китайские эксперты.
Япония возобновила агрессию против Китая, будучи (с ноября 1936-го) членом Антикоминтерновского пакта с Германией. Та оккупировала в марте 1938-го Австрию, а годом позже захватила литовскую Клайпеду и оставшуюся после аннексии Судет часть Чехословакии. В начале апреля 1939-го союзная Берлину Италия вторглась в Албанию. Эти действия не вызвали сопротивления европейских держав, не единожды гарантировавших суверенитет и территориальную целостность стран, подвергшихся расчленению или аннексии. Поэтому официальную дату начала Второй мировой политики Запада, по мнению китайских экспертов, сочли целесообразным отдалить от упомянутых событий. Все якобы началось 1 сентября 1939 года после германского нападения на Польшу. Но Великобритания, ее доминионы и Франция затянули объявление войны рейху, напомним, до 10 сентября. Выходит, эта дата правильнее.
В годы Второй мировой Чан Кайши пользовался советской поддержкой и получал военную помощь из СССР |
Днем вступления Японии в войну официально считается 6 декабря 1941 года, нападение на центральную базу Тихоокеанского флота Соединенных Штатов «Перл-Харбор» («День сбежавших авианосцев»). Последние воинские соединения Страны восходящего солнца капитулировали в Китае в середине сентября 1945 года, то есть не сразу после подписания международного Акта о капитуляции.
Многие историки, прежде всего КНР и Тайваня, предлагают уточнить дату начала Второй мировой, небезосновательно считая таковой 7 июля 1937 года, когда войска Японии перешли в наступление на фронте протяженностью свыше двух тысяч километров – от восточного сектора китайско-монгольской границы до французского на тот период Индокитая и Тонкинского залива. Говоря точнее, в этот день стартовал новый этап агрессии. Первый завершился к концу 1931 года, когда Токио в считаные месяцы захватил и вскоре окончательно отторг у Китая всю Маньчжурию, провозгласив в марте 1932 года марионеточное государство Маньчжоу-Го.
Профессор истории, директор Центра изучения Китая Оксфордского университета Р. Миттер отмечает, что Китай стал одним из первых масштабных фронтов сопротивления агрессии стран «оси»: «Вторжение Японии в Китай началось за два года до того, как нацисты пришли в Польшу, но именно последнее рассматривается как начало Второй мировой войны». Схожую оценку высказал еще в середине января 1942-го генерал-губернатор Голландской Ост-Индии (будущей Индонезии) Ван Моок: «Японское наступление на Ост-Индию, соседние французские, британские и американские территории началось бы намного раньше, если бы не упорное сопротивление китайских войск по главе с генералиссимусом Чан Кайши на огромном фронте: с пустыни Гоби до джунглей французского Аннама (Северного Вьетнама. – А. Ч.)».
Газета «Жэньминь жибао», главное издание КНР, 10 мая 2015 года процитировала президента США Рузвельта: «Если бы не было китайско-японского фронта и если бы Китай был разгромлен, сколько бы японских дивизий переместилось на другие фронты?! Япония смогла бы начать наступление на Индию, Непал, Австралию, Новую Зеландию». Там же высказывание генералиссимуса Сталина: «Только тогда, когда будут прочно связаны руки японского агрессора, мы сможем избежать войны на два фронта, если немецкие агрессоры нападут на нашу страну».
Показательно совпадение мнений Чан Кайши и главы Монголии в 1929–1952 годах маршала Х. Чойбалсана относительно фактического начала Второй мировой: в ее развязывании Германия, Италия и Япония действовали согласованно, а первую прямую агрессию на широком фронте осуществил именно Токио.
О датировке начала Второй мировой шла речь на организованной Академией военных наук и Цзилиньским университетом КНР международной конференции. «ВПК» обязательно расскажет об этом подробнее.
Алексей Чичкин