Георгий Бовт о том, как «нечестная игра» со стороны государства питает теневую экономику
Квентин Массейс. Поставщики-крестьяне в управлении сборщиков налогов
Вот вы регулярно платите за квартиру, и вдруг вам присылают новый счет, где указано, что вы еще должны кучу денег. Потому что «мы там кое-что пересчитали задним числом». И то, за что вы уже заплатили, подорожало. Примерно так происходит сейчас с сотнями тысяч, если не миллионами российских налогоплательщиков. Добросовестных. Как с физическими лицами, так и с вечными «дойными коровами» — бизнесменами. Впрочем, и первые тоже «дойные коровы», только мелкие. Зато их много.
Этой осенью миллионов людей коснулись налоговые проблемы – либо в виде «ошибок в базе», либо в виде кажущихся этим людям произвольными начислений. Между тем, вопрос налогов и их справедливости и прозрачности является краеугольным камнем в отношениях между гражданином и современным государством.
Однако вы не услышите об этих проблемах ни слова на зажигательных ток-шоу на центральных телеканалах. Там все больше про Украину, Трампа и Сирию.
Автомобилисты жалуются в соцсетях (а где еще?), что получили уведомления о транспортном налоге с уплатой до 1 декабря за давно проданные, угнанные или списанные автомобили. Либо же получили «счет от государства» по уже уплаченному налогу. Пишут и о случаях, когда налог пришел на авто, проданное больше 10 лет назад (а как же срок давности?). Доля «ошибочных» уведомлений по разным регионам, по данным газеты «Ведомости», составляет от 1 до 4%.
Вот что, например, пишет в фейсбуке один мой товарищ: «У меня многолетняя история переписки с налоговой инспекцией по этому поводу. Приходится ее хранить, поскольку в инспекции, похоже, нет никаких досье на налогоплательщиков, и сданные туда документы нигде не хранятся. Кроме того, разные отделы инспекции между собой никак не взаимодействуют. Мне, например, сначала на мою обоснованную жалобу пришло подтверждение, что транспортный налог за 2014 год уплачен, а через два дня пришло уведомление уплатить этот же налог, хотя даже в личном кабинете есть отметка о его уплате».
Мой знакомый списывает это на низкую квалификацию сотрудников ФНС. Другие говорят о каких-то «сбоях базы данных», о нарушенной коммуникации между ГИБДД и ФНС и т.д.
Допуская возможность сбоя всяческих «баз данных» (он, может быть, разумеется, местью Обамы или нанятых Хиллари хакеров), заметим, что чудесным образом «базы» всегда сбоят в пользу налоговиков, а не в вашу. И пока они сбоят, одни, тратя личное время и нервы, переписываются через ЛК (что, кстати, удобный сервис, отдадим должное), другие же, не будучи шибко компьютерно грамотными, обивают пороги отделений ФНС, где сейчас наблюдается повышенный наплыв народа. Есть и третьи, которые, не заморачиваясь, платят по всем уведомлениям, опасаясь начисления пени и вообще опасаясь нашего государства. А потом уже либо начинают разбираться, либо «забивают».
По личному опыту знаю, что ошибочно переплаченный налог ФНС исправно возвращает по твоему заявлению. Хочешь — на карту, хочешь — на счет, хочешь — тебе его зачтут в счет будущих начислений. На возврат, однако, уходит время. В течение которого ваши деньги считаются, надо полагать, пополнившими бюджет. Люди, начислившие все это, считаются выполнившими план «по валу». Им дадут в конце года премии. Еще удобнее, когда вы соглашаетесь на зачет в будущем.
Государство уже поимело ваши деньги. Оно всегда в плюсе. А вы всегда ему хоть немного, но должны.
При этом мы никогда не узнаем (депутатам не до этого, они увлечены борьбой с внешним врагом и его внутренними агентами), сколько таких «на шару» выставленных счетов было оплачено гражданами и куда пошли эти «лишние деньги». Разумеется, никто и не пытается поставить вопрос о том, кто виноват в том, что обывателю видится сущим плутовством со стороны государства, еще более подрывая доверие к нему. Которое и так невелико, если говорить именно в государстве, а не о действующем президенте. Хотя все это и представляется как «неумышленная ошибка в базах».
Такие отношения трудно назвать честным «общественным договором». Отдает легким надувательством. Хотя в русском языке есть на сей счет и пожестче термины.
Теперь о «надувательстве» уже, скорее, тяжелом. Игра называется «догони Росреестр». Тут тоже фигурируют такие приемчики, как «сбой по базе», а еще такая система определения «правил игры», когда они могут меняться задним числом, причем исключительно по воле «водящего».
Часть московского бизнеса (сразу оговорюсь, такая практика касается не только Москвы, а всех регионов в той или иной мере, поскольку данные налоги поступают в региональный бюджет, что создает определенные «стимулы» подоить тех, кто доится, по всей стране) находится сейчас в состоянии легкого шока. Одна моя знакомая, имеющая счастье владеть небольшим бизнесом и офисной недвижимостью, ведет затяжной бой с налоговиками. Неся серьезные потери и отступая с боями. Силы слишком неравны.
В такой же ситуации владельцы примерно 2,5 тысяч объектов коммерческой, офисной и даже льготной учебной недвижимости (а за всеми этими владельцами – десятки тысяч рабочих мест), которым задним числом (в частности, постановлением правительства Москвы от 26 декабря 2016 года) изменили кадастровую стоимостьэтой недвижимости на 1 января 2014 года. Вменив, соответственно, переписать декларации по налогу на имущество.
Для кого-то налог вырос в 9-10 раз, для кого-то еще больше.
Доначисления, как у нас обычно водится, сопровождаются угрозами уголовных дел за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере, плюс «волшебная»и универсальная статья «мошенничество». Ах, да, вы можете идти в суд и апеллировать к письму Минфина от 20 июля 2017 г. N 03-05-04-01/46181, где разъяснено, что утвержденная кадастровая стоимость должна применяться для целей налогообложения только с 1 января следующего года, но никак не задним числом. Некоторые, уверовав в правосудие, уже сходили… И? Правильно, проиграли дело.
Моя знакомая решила с трясущимся от страха бухгалтером («не надо ссориться с налоговой») пойти «досудебным путем». Разговор в налоговой был холоден, вежлив и содержателен.
Примерно следующего содержания: «Нам всякие там письма Минфина не указ. Наше вышестоящее начальство поставило нам задачу,и мы будем взыскивать. А по поводу оснований — особо не парьтесь. Да, по Налоговому кодексу сроки прошли, но мы найдем налоговые акты, которые позволят нам с вами разобраться, способов много».
После чего может последовать внесудебный арест счета и принудительное взыскание всего долга вместе с пеней. А ты там потом разбирайся после банкротства. Да хоть в Страсбург ступай. А лучше еще дальше.
После серии подобных пререканий с налоговой «шибко умная» бизнесвумен получила доначисление уже за 2017 год, с увеличением платежей (притом, что налог уже был уплачен) в два раза. На основании – внимание, гонг! – новой оценки Росреестра. Которая, видимо, меняется теперь раз в квартал, а то и чаще.
Если вы думаете, что сии «зверства» и самоуправство в стиле взимания дани Золотой Ордой (все-таки живы традиции «набегов») касается только «богатеньких буратин» из числа ненавистных вам коммерсантов, то вы ошибаетесь. Вчитайтесь в присланное вам уведомление о налоге на вашу недвижимость.
Мой родственник, хоть и пенсионер, вчитался. Мало того, что его квартира за год в результате переоценки Росреестром увеличилась в стоимости раза в три, притом, что на рынке ее не продать и за треть этой суммы. Но ему тоже пересчитали налог задним числом. И теперь требуют уплаты. Притом, что по налогу на недвижимость у пенсионеров, как известно, есть льгота, и они его платить (по одному из объектов) не должны вообще. Он и не платил в прошлом году, вступив в долгую переписку и лично посетив инспекцию (наше государство, гордящееся «одним окном», отказывается видеть в вас пенсионера в этом случае автоматически). А в этом году его снова отчислили из пенсионеров, выставив налог за то, за что в прошлом году не стали. А вдруг«проканает».
Система оценки имущества Росреестром – это отдельная протяжная и грустная песня. Недаром русское слово «произвол» не переводится точно на иностранные языки.
Тут оно вполне уместно. Такого не сыскать нигде в мире. Чтобы уже якобы «рыночная» кадастровая стоимость скакала в два- три раза. Причем только вверх. Причем на фоне кризиса и падения цен на недвижимость. Такой налоговый произвол происходит практически во всех регионах.
Вы, конечно, можете встать в «правовую позу», потратить тысяч 50 на независимую оценку и адвокатов, поглотать пыль по судам и оспорить назначенную Росреестром с потолка оценку. Но поскольку, например, в таких субъектах федерации, как Москва, власти имеютправо проводить переоценку раз в два года (в других регионах раз в пять лет, «но не чаще чем раз в три года», и тоже – с «потолка»), то такая процедура вам предстоит регулярно. Замучаетесь, как было верно замечено, пыль глотать.
Совет Федерации, прочувствовав деликатность предвыборного момента (в марте президента выбирают) и уловив недобрый ропот снизу, оперативно, но без лишнего шума и обсуждений, чтобы не перевозбуждать народ и не отвлекать его от сирийского и украинского урегулирования, принял закон, чтобы за неуплату до 1 декабря налога на имущество физических лиц за 2016 год начисление пени перенести на 1 июля 2018 года. Так что вас есть несколько месяцев для препирательств (если соответствующий закон примет еще и субъект федерации) с налоговой на тему, кто кому сколько должен. Ровно то же самое происходило в прошлом году в примерно половине субъектов федерации. И вот опять «базы» ошибаются против вас.
Другая моя законопослушная знакомая раз в год регулярно «с повинной» посещает свою инспекцию на предмет узнать, не должна ли она чего. Чтобы чувствовать себя «свободной».
Я ей посоветовал ходить туда раз в месяц и каждый раз непременно низко кланяться в пол. Это в наибольшей степени будет отражать отношение в нашей стране между налогоплательщиком и теми, кто вроде как существует на его деньги.
Это еще не все.На днях бизнес коллективно уличил правительство в нарушении договоренностей. Там же «люди слова» наверху – захотели дали слово, захотели — забрали обратно. Представители четырех ведущих бизнес-объединений написали коллективное письмо президенту, в котором подсчитали, что в 2018 году бизнесу придется доплатить различных новых сборов, которые правительство вписало в проект трехлетнего бюджета, 100 миллиардов рублей. А как же наши договоренности о неизменности фискальной нагрузки? — наивно вопрошают представители бизнеса. Ведь еще в этом же году премьер Медведев повелел правительству воздержаться придумывать новые платежи. Его ослушались, получается. Президента, получается, тоже.
Поскольку средств в казне негусто — Госдума только что отклонила предложение об индексации пенсии работающим пенсионерам, притом, что цена вопроса была невеликие 10 млрд. рублей — власти, видимо, решили, что для ее пополнения все средства хороши.
Отношения верхов и облагаемого населения все более походят на отношения «инородный силы» с покоренным племенем аборигенов.
Речь не идет о принципе «нет налогов без представительства», с которого в свое время началась Американская революция и на основе которого выстраивались отношения между государством и налогоплательщиками во всех развитых демократических странах. На условиях отчетности (взаимной) и, как ни крути, уважения.
У нас же все происходит по принципу «мне нужно от тебя столько-то, а если мне не хватит, то я вернусь и доберу еще».
Придумывание новых налогов и поборов происходит, кажется, вне всякого общеэкономического контекста. Без изучения того, как это повлияет на рост экономики или покупательскую активность, не приведет ли к еще большим потерям бюджета в результате сжатия налогооблагаемой базы или другим негативным последствиям.
Поборы придумывают спорадически – там, где легче взять.
Придумали курортный сбор, например. Видимо, скоро ведут так называемый налог на самозанятых. Бесплатную медицину похоронят окончательно, побуждая вас платить в кассу за то, что раньше было бесплатным. Борцы за крепость скреп носятся с идеей налога на бездетность. Завистники сборщикам мзды «за авторские права» придумали налог на утилизацию старой обуви. Для тех, кто скоро «отбросит копыта», предлагается «налог на смерть» (обязательные похоронные отчисления).
Для тех, кто меньше снашивает обувь и ездит на машине, предлагают налог на утилизацию шин.
Чтобы ты не смог сэкономить на зарубежных покупках, тебе впаяют налог на покупки в интернет-магазинах.
Наши чиновники сетуют на то, что пышным цветом расцвела теневая экономика и что все больше людей уходит в нее, не желая вступать в столь «извращенные» налоговые сношения с государством, — таких минимум 18% рабочей силы. Но именно то, как строятся налоговые отношения, и отвращает подчас людей от того, чтобы вести себя с государством честно.
Помимо ежедневно подтверждаемых подозрений, что наши налоги тратят неэффективно и разворовывают, обыватель и бизнесмен подозревают налоговые службы в «лукавом» изменении правил задним числом, в несправедливости по части методов взимания налогов. И действуют, соответственно, по принципу «раз они так с нами, то и мы так с ними».
Уклонение от налогов видится этим людям, ушедшим в тень, формой «партизанской борьбы» против тех, кто ведет себя как «инородная сила». Чтобы изменить их мнение, государству нужно предпринять определенные усилия, помимо привычных репрессий. Вон даже с сирийскими «партизанами» как-то договариваются. А со своими?