Актер и режиссер Дмитрий Дюжев считает, что российский зритель заслужил те низкопробные фильмы и сериалы, которым его пичкают. Об этом он рассказал в эфире программы Вадима Радионова «Без обид» на телеканале LTV7.
В интервью он отметил, что сыграть Гамлета может не каждый, поскольку эта роль требует больших физических сил.
«Знаете, почему все хотят сыграть «Гамлета»? Такое изобилие убийств в одной пьесе – драматургически обоснованных, не про войну! – в социальной драме, в истории одной семьи – такого количества смертей, событий (сходят с ума, предательства и так далее) ну, что ли, нет в мире подобного накала… Поэтому это может далеко не каждый артист. Не каждый может просто физически вынести, — говорит Дюжев.
По его словам, играя такую роль актер умирает на сцене в прямом смысле этого слова.
«Потому что ну, вообще, как правило, по школе, если это такая трагедия, где в конце героя убивают – то эта смерть, она на целый финал. И все – в максимальном эмоциональном потрясении от этого единственного убийства. Здесь же Шекспир начинает с убийства – и дальше больше, больше и больше. И просто психофизически для здоровья артиста – я вам говорю, многие умирают на этой роли, потому что просто зашкаливает артерия. Не выдерживает. Тромб рвется», — сказал Дюжев. И продолжил.
«Эта профессия (актерская), она такая – она тебя с определенной периодичностью заставляет играть со смертью. Ради чего? Ради того, чтобы увлечь, заинтересовать зрителя. Чтобы его удивить сегодня вечером. Показать кино, спектакль. Развлечь. Доставить зрителю досуг, интересное времяпрепровождение. Я не люблю глупости и пошлости – я радуюсь, когда мы проводим свой досуг с каким-то интеллектуальным любопытством. Чтобы оставалось послевкусие, — рассказал актер.
Но встреча со зрителями приносит не только радость, но и разочарование.
«А в жизни, когда ты встречаешься лицом к лицу со зрителем… Я вот стоял в очереди в аэропорту. В пять утра – это было на недавних гастролях. Очередь была в бизнес-класс. И она оказалась такой длинной, что я заподозрил: не может быть, чтобы все эти люди летели бизнес-классом. И стал проходить вдоль очереди и интересоваться: вы в бизнес-классе? Нет. Я говорю: вот мой билет. Вы? – нет; вы? – нет. И практически туда до начала дошел, где встретил пассажира тоже из бизнес-класса. Говорю: тогда я за вами встану. Он: ну вставай.
Очередь продвинулась на несколько человек, тут сзади подошли люди и заявили: «Дмитрий, а что это у нас звезды вот так в очередь лезут?» Я говорю: ну, тут как бы какие-то категории разные. «А что, для вас люди перестали вообще быть людьми? То есть вы разделяете на…» — я говорю: да нет, это классовая разница у авиакомпании, это не я придумал, и я вчетверо больше плачу за билет – наверное, поэтому [пассажирам бизнес-класса полагается обслуживание в первую очередь]. Со стыдом, но меня попросили вернуться в конец очереди. И я пошел. Почти до хвоста очереди дошел.
И вот я думаю: о чем мне с вами говорить, какой вообще диалог? Я ради вашего удивления и досуга жизнью рискую.
Сколько было случаев: на самолете мы чуть не разбились, при съемках трюка на танке я на ржавую арматуру в болоте наткнулся рукой, шрам навсегда остался. Это всегда с риском для жизни, и ты живешь той идеей, что – Димка, тебе холодно, тебе страшно, тебе зыбко, ты трясешься? – забудь, тебя люди любят, они ждут твоего выхода на экраны, иди, порви свою грудь! Сделай всё, что просят от тебя люди. Погибни сейчас, но будь лучшим. Будь на высоте, не допускай фальши.
И потом я оказываюсь среди этих самых зрителей – и место мое «в последнем вагоне»? О чем мы тогда вообще? Это всё говорит о том, что Это правильно – когда для вас, зрителей, делают такую лабуду и туфту, сериалы эти дешевые и бездарные. Вы этого заслуживаете! Оказывается, получается, вы – заслуживаете того продукта, который вы смотрите.
Я-то думал, вы это всё как порядочные, культурные, образованные, духовные люди, россияне (ведь как у нас культивируют, так сказать, образ народа) смотрите и понимаете. А оказывается – это такой уровень! И это потребление ваше… Мы-то удивляемся: да кто же это снимает и снимает, неужели это кто-то смотрит? А оказывается, вам не надо этого – чтобы жизнью для вас рисковать? Текст на стенах написан, они играют – и вы верите, любите, плачете и смеетесь с ними», — подытожил Дюжев.