Фото: РИА «Новости»/Сергей Гунеев
На 97-м году жизни скончался советский и российский актер Владимир Этуш. Кавалер восьми орденов (двух за войну и шести за вклад в культуру), лауреат 10 престижных премий. На момент смерти он был старейшим в мире работающим актером. По этому показателю его обошёл разве что занесенный в Книгу рекордов Гиннесса российский артист Владимир Зельдин. Для людей той эпохи нормально столько работать — они не устают. Не умеют.
Когда уходит человек такой величины, все как один говорят про то, что ушла эпоха и всё в таком духе. Мне всегда казалось, что мы уже настолько далеки от той эпохи, где рождались люди, из которых можно делать пули, что и вспоминаем о ней и о титанах, которые в ней жили, только когда они умирают.
Итак, Владимир Абрамович Этуш. Рано начал мечтать об искусстве, участвовал в школьной самодеятельности, среди товарищей слыл «артистом». Экзамены в ГИТИС провалил, но поступил в Щукинское училище при театре Вахтангова. Началась война, и Этуш просится добровольцем на фронт. Тут уже можно сделать паузу. Умный и симпатичный актёр еврейского происхождения просится на фронт.
В наше время это звучит как минимум дико. Всё равно что если бы актёр Саша Петров ушёл бы воевать на Донбасс, чтобы, к примеру, в дальнейшем лучше вживаться в роли военных, которых он так любит играть.
Будучи образованным парнем Этуш оказывается на курсах военных переводчиков. На фронте попадает в стрелковый полк и сражается в горах Кабарды и Осетии, принимает участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украинской ССР, воюет под городом Малгобеком Чечено-Ингушской АССР. Носит звание лейтенанта и дослуживается до заместителя начальника штаба полка по тылу. О-фи-ге-ть!
Не понятно, как про него самого ещё не сняли художественный фильм.
Все помнят его знаменитые кинороли — Саахов в «Кавказской пленнице» и стоматолог Шпак в «Иван Васильевич меняет профессию» великого комедиографа Леонида Гайдая, который, к слову сказать, обожал Владимира Этуша да и вообще очень любил снимать фронтовиков. Ещё бы, а кто их переплюнет?
Фото: kino-teatr.ru
Занятно, что местный акцент и мимику Владимир Абрамович научился пародировать, воюя на Северном Кавказе, впоследствии это помогло в работе над ролью Саахова.
Владимир Абрамович переживал, что земляки персонажа обидятся, но всё обошлось. Он вспоминал это в мемуарах: «Знакомые предупреждали: мол, кавказцы и побить могут. А пришел на базар, так чуть ли не на руках стали носить. Со всех сторон окружили, начали наперебой угощать. Хотя, как я понял, азербайджанцы считали, что Саахов армянин, армяне — что азербайджанец, грузины тоже принимали явно не за своего… И всем было приятно. Особенно мне!»
Какой вежливый и чуткий человек — переживал за то, что своей ролью может кого-то обидеть. Однако давайте посмотрим на другие черты его характера. Прочтите, что написано в приказе стрелковой дивизии Южного фронта № 027/Н от 19 сентября 1943 года о награждении орденом «Красная Звезда» Владимира Этуша: «В боях за социалистическую Родину против немецких оккупантов показал себя смелым и решительным командиром. В наступательных боях в районе Моспино 07.09.1943 г. командованием полка тов. Этуш был послан на помощь в батальон, имевший сложную обстановку в выполнении поставленной боевой задачи, тов. Этуш бесстрашно, не щадя своей жизни, воодушевляя бойцов, смело повёл роту на врага, причём своим умелым манёвром выбил противника из района Городок, при этом уничтожил 30 солдат и офицеров, захватил ручной пулемёт.
Тов. Этуш, работая начальником штаба по тылу на всём протяжении наступательных боёв, обеспечил нормальную работу тыла и его передвижения. Бесперебойно доставлял боевым подразделениям продовольствие и боеприпасы. Хорошо обеспечил приём и эвакуацию раненых. 15.09.1943 г., наступая на районный центр Куйбышево, лично с группой бойцов первым ворвался в село и в уличных боях уничтожил 8 солдат и офицеров противника».
Вот вам и «клянусь, ничего не сделал, только вошёл» и «а ещё боремся за звание дома высокой культуры!» и «два магнитофона, две кинокамеры, два портсигара».
В 1943 году в Запорожской области лейтенант Этуш был тяжело ранен. Вернулся в «Щуку», а в 1944-м дебютировал на вахтанговской сцене в роли безымянного офицера в спектакле «Мадемуазель Нитуш». Далее Этуш становится руководителем курса, затем профессором, ректором своей альма матер и т.д.
Думаю, можно смело сказать, что Владимир Этуш прожил жизнь, которую не прожили десять современных актёров вместе взятых.
Почему мы не можем хоть на ступеньку подняться к уровню советских, военных фильмов да даже комедий? Почему современные актёры курят в сторонке по сравнению с теми мастодонтами?
Причин много, но всё-таки давайте отметим, что Никулин воевал в составе зенитной батареи и дослужился до звания старшего сержанта, а Владимир Басов был капитаном и заместителем начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования, Зиновий Герт ушёл добровольцем на фронт, а вот воспоминания Иннокентия Смоктуновского: «Я ни разу не был ранен. Честное слово, самому странно — два года настоящей страшной фронтовой жизни: стоял под дулами немецких автоматов, дрался в окружении, бежал из плена… А вот ранен не был. Землей при бомбежке меня, правда, как-то засыпало — да так, что из торфа одни ботинки с обмотками торчали. Мне посчастливилось бежать, когда нас гнали в лагерь. Был и другой выход — желающим предлагали службу в РОА… Но меня он не устроил. Меня, восемнадцатилетнего, измученного мальчишку, вел инстинкт самосохранения. Я выведывал у крестьян, где побольше лесов и болот, где меньше шоссейных дорог, и шёл туда. Фашистам там нечего было делать в отличие от партизан. Так добрел до поселка Дмитровка… Постучался в ближайшую дверь, и мне открыли. Я сделал шаг, попытался что-то сказать и впал в полузабытье. Меня подняли, отнесли на кровать, накормили, вымыли в бане. Меня мыли несколько девушек — и уж как они хохотали! А я живой скелет, с присохшим к позвоночнику животом, торчащими ребрами«.
У меня есть родственник, который не идёт в армию, оправдывая это своей актёрской жизнью, мол, зовут на роли, не хочется терять год. Весомый аргумент, однако если не будешь жить свою жизнь, то откуда ты научишься играть чужую? Тут Высоцкий вспоминается:
Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если pуки сложа
Наблюдал свысока,
И в боpьбу не вступил
С подлецом, с палачом, —
Значит, в жизни ты был Ни пpи чём, ни пpи чём!
Биографии молодых артистов можно собрать в одну маленькую книжку, которую всё равно будет скучно читать до конца. Может, им стоит брать пример с Владимира Этуша, который накануне 95-летия говорит, что не насытился жизнью и творчеством.
Процитирую поэта и военкора Семена Пегова: «Это, в общем, к тому, должен ли оставаться творческий человек в стороне от происходящего с его Родиной. Для большей части современной интеллигенции это является дурным тоном, в лучшем случае. По обыкновению же поэт, актер, писатель с автоматом вызывает у неё (интеллигенции) презрение. Здорово всё-таки, что такие люди как Этуш ещё недавно существовали. Нам есть чему поучиться у них.»
Спасибо вам, Владимир Абрамович, что показали, как жили титаны.