Защитим себя сами!

Мусорная драка федерального значения

 

Попытка чиновников и олигархов Ленинградской области «отжать мусор по-тихому» уже очевидно провалилась. Операторы рынка, работающие не первый год, обратились в правоохранительные органы. К тому же в дело вмешиваются крупные федеральные игроки. Настойчивость регионалов может кончиться для них очень печально. Мусорная тема в 2017 году стала своеобразным «трендом» — то в одном, то в другом регионе разгораются сражения, во-первых, за право дышать чистым воздухом, а, во-вторых, за право работать с отходами.

 

Мутный бизнес на утилизации мусора дошёл до такой наглой степени, что привлёк внимание президента страны. На недавней встрече Владимира Путина с министром экологии Сергеем Донским президент сказал: «Послушайте, нужно плотно работать с регионами, очень плотно, потому что нельзя поощрять ситуацию, когда в одном месте полигон закрывают, а в другое место в совершенно неконтролируемом масштабе начинают свозить, на неподготовленные площадки, опять рядом с жильём и так далее. Это вызывает абсолютно законную негативную реакцию людей. … Надо просто наводить порядок».

«Мусорные» миллиарды не пахнут?

Толчком послужила новая система обращения с отходами, вступившая в силу с 1 января 2017 года. Поправки к федеральному закону «Об отходах производства и потребления» (№ 89–ФЗ) предусматривают в частности,  что все предприятия регионов, импортирующие или производящие товары, подлежащие утилизации, должны будут платить экологический сбор, за счёт которого эта утилизация будет осуществляться. Деньги эти пойдут региональному оператору, который будет отвечать за сбор, вывоз и утилизацию отходов. Оператор будет заключать соглашения с собственниками твёрдых бытовых отходов на оказание услуг по обращению с ними. Согласно федеральному законодательству, регионального оператора выбирают путём конкурсного отбора, затем органы исполнительной власти субъектов заключают с ним соответствующий договор. Предельный срок, установленный законодательством — 1 мая 2018 года. Так что сейчас во всех регионах разгорается нешуточная борьба – кто будет  оператором «мусорного бизнеса». Это история о миллиардах. Если быть точными, то применительно к Санкт-Петербургу и области речь идёт о дележе 85 миллиардов рублей. Львиная доля тут приходится именно на Санкт-Петербург. Городу некуда складывать свои отходы кроме как на территории соседней Ленобласти. Там это давно поняли и самые расторопные готовились снимать сливки с потока отходов мегаполиса.

То что областное руководство и примкнувшие к нему бизнесмены постараются прибрать к рукам мусорные миллиарды было понятно давно. Равно как и то, то здесь не обойдётся, как предполагают, без бизнес-структур близких к властям Ленинградской области. В частности, холдинга «Евроинвест» и его владельца Андрея Березина. Как полагают, самого приближённого бизнесмена к губернатору Александру Дрозденко. Напомним, что, по мнению экспертов земельного рынка, благодаря успешному «взаимодействию» с руководством Ленинградской области господин Березин за последнее десятилетие превратился в едва ли не в крупнейшего землевладельца Ленобласти. Но девелоперский бизнес в условиях кризиса, судя по всему, перестал быть столь уж прибыльным. А возможно, что речь идёт о диверсификации бизнеса: ведь переработка ТБО – это полигоны, а полигоны надо где-то размещать. Самые лучшие участки земли в Ленобласти находятся в известных руках…

В целом прогнозы оправдались. У региональных властей была в собственности ОАО «Управляющая компания по обращению с отходами Ленобласти» (УК «ООЛО»), принадлежавшая Комитету по управлению госимуществом (КУГИ) Ленинградской области. У этой компании в управлении находилось 5 мусорных полигонов. До июля 2016 председателем совета директоров этой структуры был некто Алексей Варичев, а его партнёром был бизнесмен с американским гражданством Семён Кузьмин. Оба они родом из мутных 90-х, и они крутили, на взгляд экспертов, довольно сомнительные сделки. Одновременно были у них планы и по мусорной теме. Но планы так и остались планами – партнёроввзяли за мошенничество в крупном размере связанным с обналичкой. Совпадение или нет, но произошло это именно тогда, когда рынок ТБО, благодаря вниманию федеральных властей, стал превращаться в очень перспективное направление.

Арестованные предприниматели успели дать показания на бывшего прокурора Ленобласти, а недавно их дело, наконец, ушло в суд (экс-прокурор до суда не дожил, скончался от лейкоза). Впрочем, судьба этих осколков прошлого мало кого волнует. Главное что «Управляющая компания по обращению с отходами Ленобласти» («УКООЛО») оказалась в нужных руках и, как и следовало ожидать, тут же возник модный тренд: сделать госпредприятие — частным.

Классический фокус

И вот тут на сцену вышли новые фигуры. Судя по всему, масштабы мусорных бюджетов уже навели региональных игроков на мысль, что просто так этот лакомый мусорный кусок никто проглотить не даст. Нужен был серьёзный союзник. В результате в феврале 2017 года на торгах в Фонде имущества Ленобласти 10% акций компании приобрело за 5 миллионов рублей АО «Анэкс–финанс», контролируемое по мнению экспертов топ–менеджментом холдинга «Ренорд–инвест», который связан с банком «Санкт-Петербург». По данным газеты «Деловой Петербург», ключевую роль главы банка «Санкт–Петербург» Александра Савельева в приватизации компании «УКООЛО» подтвердили многие участники рынка. При этом они все сообщали, что партнёром банкира в этом проекте может выступать выступает… совладелец группы «Евроинвест» Андрей Березин.

В сентябре новый акционер, как полагают, провернул классический фокус с допэмиссией акций компании, внеся в её капитал 300 миллионов рублей. После этого он получил контрольный пакет (75% минус одна акция), а у Ленобласти остался блокирующий (25% плюс одна акция). Разумеется, влиятельный и в то же время крайне осмотрительный банкир Савельев не стал бы размениваться по мелочам. Областной рынок ТБО по его меркам – мелочь. Но как уже сказано, особенность ситуации в том, что в центре области находится северная столица – мусорный Клондайк. Петербург конечно самостоятельный регион и вроде бы должен будет выбрать себе оператора, только все прекрасно понимают, что мест для утилизации ТБО в городе нет. Отходы возят, и будут возить в область. А это совсем другие деньги. Именно перспектива стать объединённым оператором города и области и привлекла всех участников маневра с «Управляющей компанией по обращению с отходами Ленобласти» («УКООЛО»).

Параллельно с весны-лета 2016 года полномочия в сфере контроля над обращением отходов отошли к новому Управлению по организации и контролю деятельности по обращению с отходами («УОКДОО»). Заместителем руководителя управления стал выходец из структур холдинга «Евроинвест» Алексей Пименов. Новое управление длительное время вовсе не подавало признаков жизни и это в то время как в Ленобласти регулярно вспыхивали скандалы с несанкционированными свалками. Смысл же создания управления понятен – именно  «УОКДОО» определит требования к претендентам на статус регионального оператора и проведёт конкурс по выбору уполномоченной организации. В этой связи не вызывает сомнений, что выбор падёт УК «ООЛО», находящееся в прямом подчинении «УОКДОО».  То есть, на

«Управляющую компанию по обращению с отходами Ленобласти», подчинённой

«Управлению по организации и контролю деятельности по обращению с отходами».

Вот такое мусорное Оле-Лукойе получается.

Фактор вице-губернатора

Итак, будущий оператор создан, нужное управление тоже. Дело за малым – подчистить рынок от конкурентов. До недавнего времени в области было 12 полигонов, из которых 5 принадлежали УК «ООЛО», а остальными полигонами занимались частные компании. Вот по частникам и пошёл административный каток. Ключевой фигурой тут уже стал, как полагают, вице-губернатор Ленобласти по безопасности Андрей Дмитриевич Бурлаков. В силу специфики свой работы условную операцию «Зачистка лишних мусорных компаний» он начал весьма решительно. Например, этой осенью чиновники отказали ООО «Полигон ТБО» в размещении на полигоне «Лепсари» станции дегазации, а также инициировали досрочное расторжение договора аренды полигона с ООО «Грюнбург» под Кировском (это примерно 9 га территории). Более того, областной Комитет по управлению муниципальным имуществом  обратился с иском в Арбитражный суд. В своём заявлении область просила запретить компании принимать отходы производства на участке в Кировском районе и вообще освободить территорию. На днях данный иск был удовлетворён. «Наезд» оказался чересчур жёстким и бизнес возмутился. Президент холдинговой компании «Созвездие Водолея» Владимир Хильченко, куда входит фирма «Грюнбург», выступил с открытым письмом с обвинениями в адрес вице-губернатора Андрея Бурлакова. Одновременно Хильченко обратился с заявлением в прокуратуру. 17 ноября 2017 года бизнесмен попросил Генерального прокурора Юрия Чайку провести проверку на предмет возможной «коррупционной составляющей в действиях Бурлакова А.Д. и группы лиц».

Кстати, из этих  заявлений можно получить много «удивительных» подробностей. Как выясняется, подозревают, что именно силовой вице-губернатор мог быть «озабочен» выводом активов государственного предприятия АО «Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области» («УКООЛО»)  в частную компанию на сумму более 113 миллионов рублей. Таким образом, правоохранительным органам явно следует проверить информацию – мог ли данный чиновник стать неофициальным акционером бывшего государственного предприятия. Такое «акционерство» по грубым подсчётам стоит примерно 1 миллиард ежегодных доходов с запланированного бизнеса единого мусорного оператора. Когда на кону такие деньги, уже никакие законы не помеха.

Руководитель компании «Созвездие Водолея» Владимира Хильченко считает, что  для того чтобы навести порядок на рынке ТБО, надо обязательно расследовать версию, согласно которой именно вице-губернатор Бурлаков мог «убедить» руководство Кировского муниципального района Ленинградской области предложить расторжение договора аренды земельного участка для сортировки  (утилизации отходов). По его мнению такое решение привело к тому, что с 1 ноября 2017 года население района вынужденно теперь ежемесячно платить лишние 2 миллиона рублей. Уже есть решение Совета депутатов этого района об увеличении тарифов: на вывоз твёрдых коммунальных отходов – на 50%, на утилизацию – на 25%.

По мнению  Владимира Хильченко надо проверить информацию о том, что именно Андрей Бурлаков мог задействовать все свои возможности и ресурсы и «оказывать беспрецедентное давление» на государственные и правоохранительные органы, добиваясь закрытия компаний-конкурентов «УКООЛО» посредством инициирования судебных процессов и уголовных дел.

Результат этой атаки известен:  уже закрыто 3 полигона из 7-ми, не принадлежащих «Управляющей компании по обращению с отходами Ленинградской области» («УКООЛО»). Бывшее госпредприятие неумолимо превращается в монополиста и с такими темпами вскоре только оно и сможет претендовать на роль единого оператора. Вот такое вот грустное предположение: чтобы  работать с техническими бытовыми отходами (ТБО), нужны полигоны, а все действующие будут в руках Бурлакова и партнёров? Ну, а любой желающий построить новые полигоны, скорее всего наткнётся на непреодолимые сложности в общении с областной администрацией… Грустное предположение или реальность?

Список конкурентов

Впрочем, есть вероятность, что опасения бизнесмена Владимира Хильченко не сбудутся. Как пишут СМИ, в борьбу за рынок ТБО города и области включается всё больше серьёзных городских игроков и компаний федерального уровня. Вряд ли они будут спокойно смотреть, как областной землевладелец подминает рынок стоимостью миллиарды долларов. (Впрочем, может именно осознание этого факта и подвигло бизнесмена на подобное яркое выступление.)

Как сообщают СМИ, помимо «УКООЛО» в дело вступило ООО «Техноресурс» за которым стоит финская Set group, связанная с известным бизнесменом Геннадием Тимченко. Они планировали построить за 20 миллиардов рублей мусорный технопарк в Ленобласти и, соответственно, статус регионального оператора им нужен, чтобы обеспечить себя сырьём. Поборется и ОАО «Автопарк № 1 Спецтранс» Анатолия Язева — крупнейший оператор по вывозу мусора в Петербурге. Помимо «Спецтранса» у Язева есть собственный полигон (в посёлке Новый Свет) и своя сортировочная станция.

Ещё один игрок – легенда Петербурга, совладелец холдинга «Талион» Александр Ебралидзе и учреждённое им в 2015 году ООО «Мусороперерабатывающая компания № 1»/МК–1 (100% его личная компания). По данным участников рынка, структуры «Талиона! тесно сотрудничают с обоими городскими мусороперерабатывающими заводами МПБО–1 и МПБО–2 (даже охраняет эти заводы ЧОП «Талион»). Кроме того, участники рынка говорят, что именно «МК–1» недавно купила новый полигон в Тосненском районе. Впрочем, и сам Владимир Хильченко более чем известен в Петербурге и области и имеет огромный опыт жёсткой борьбы за свой бизнес.

Одним словом тихо забрать лакомый кусок чиновники-бизнесмены Ленинградской области уже точно не смогли и не смогут. Теперь каждый их шаг будет публичным, и устроить конкурс «под себя» не получится. Слишком сильны оппоненты и слишком опасно сейчас злоупотреблять административным ресурсом. Времена нынче такие: федеральный центр внимательно следит за региональными лидерами и все больше регионалов обзаводится уголовными делами за то, что путают государственное с личным и мешают федеральным интересам.

Обзор «Совершенно секретно»

 

#Метки: