Защитим себя сами!

Русские на Кубе, напоминая о ракетах, всегда будут пугать США

Москва, наращивая экономическое присутствие на Острове Свободы, не забывает о геополитике

 

Русские на Кубе, напоминая о ракетах, всегда будут пугать США

Фото: Zuma/TASS

 

Материал комментируют:

 

Константин Блохин

 

Изоляционистский внешнеполитический курс Дональда Трампа, который развернул вспять начатый Обамой процесс восстановления отношений между США и Кубой, оказался выгоден России. Москва получила шанс всерьез обосноваться на Острове Свободы и не преминула им воспользоваться. В США испугались нового-старого союза в непосредственной близости от своих границ. Беспокойство Госдепартамента даже нашло отражение в опубликованной на днях Стратегии национальной безопасности.

Российские компании активно стремятся заполнить пустоту, образовавшуюся после уходы с Кубы других торговых партнеров, пишет британская The Independent. Ведущее место среди них принадлежит «Роснефти». Ее глава Игорь Сечин провел в прошлые выходные переговоры с президентом Кубы Раулем Кастро, напоминает издание. Предмет беседы — сотрудничество двух стран в сфере энергетики. Государственный статус «Роснефти» особенно взволновал британцев.

Между тем, речь пока идет о сугубо экономических проектах. На Кубе дефицит электроэнергии после того, как в 2014 году в экономике ее стратегического партнера — Венесуэлы, начался кризис и она сократила поставки нефти на 40%. Очевидно, «Роснефть», получившая права на разработку новых венесуэльских месторождений, может исправить ситуацию. В мае-июне 2017 года компания уже поставила на Кубу 200 тысяч тонн нефти, а в ноябре подписала договор о продолжении поставок.

Себя «Роснефть» тоже не забывает. На встрече Сечина и Кастро шла речь о добыче углеводородов на кубинском шельфе в Мексиканском заливе и модернизации НПЗ в городе Сьенфуэгос. Полученные ранее права на разработку зрелого месторождения в Варадеро «Роснефть» начнет реализовывать с 2018 года. Поскольку нефть в этом регионе тяжелая, компания вправе рассчитывать на определенные преференции со стороны кубинских властей.

Еще одно мощное направление нового этапа российско-кубинского сотрудничества — железные дороги. В ноябре в Гавану прибыли первые семь из 75 новых локомотивов, произведенных для Кубы российской компанией «Синара — Транспортные машины». РЖД ведет переговоры о модернизации местных железных дорог и прокладке новой колеи между Гаваной и пляжным курортом Варадеро. Предполагаемая сумма контракта — 2,2 млрд. долларов.

Российский автопром и вовсе захватил местный рынок. Недавно на Кубу было поставлено 2,5 тысячи грузовиков и прицепов КамАЗ, а в январе здесь ждут 300 новеньких автомобилей «Лада», которые позволят обновить устаревший столичный таксопарк. Среди других примеров сотрудничества, модернизация металлургического завода «Антильяна де Асеро им. Хосе Марти», строительство новых энергоблоков ТЭС «Восточная Гавана», прямые контракты по экспорту пшеницы.

По словам одного из российских чиновников, уже в этом году торговый оборот между Россией и Кубой увеличится с 248 млн. до $ 400 млн. долларов. При этом западные СМИ подчеркивают, что осваивающие Остров Свободы российские компании, получили финансовую поддержку со стороны российского правительства. И делают из этого единственно возможный вывод о целенаправленных действиях Москвы по усилению своего влияния в зоне американских интересов.

На политическом уровне в ход идут аргументы, хорошо известные со времен СССР. «Россия продолжает свою проигравшую стратегию холодной войны для укрепления радикально настроенных союзников на Кубе, где власти притесняют собственный народ», — говорится в тексте Стратегии национальной безопасности США.

Ранее о необходимости «выгнать русских» с Кубы говорил сенатор-республиканец Марко Рубио. Видимо, в ответ на эти слова Сечин и произнес знаменитое: «Никто не сможет нас оттуда выгнать».

Заместитель председателя делового совета Россия-Куба Татьяна Машкова увязывает экономические и политические вопросы российско-кубинского сотрудничества в единый комплекс.

Россия уже ведет немало проектов на Кубе и просто бросить их — неправильно. Все совместные проекты тщательно просчитываются, переговоры ведутся не один месяц, с участием всех необходимых финансовых структур, включая наши и кубинские банки, и Российский экспортный центр. Кстати, кубинское руководство не просит, чтобы им все дарили. Они хотят лишь приемлемых для них условий: рассрочку платежа, гарантии поставок, строительство сервисных центров, складов запчастей и т. п. Существует страхование поставок. Как мне признались специалисты «Росэксимбанка», кубинцы, если была договоренность, всегда возвращают вложенные средства.

 

К тому же на Кубу смотрит и вся остальная Латинская Америка. Возможно, она в меньшей степени авторитет для Чили и Аргентины, но для стран Карибского бассейна, Центральной Америки Куба — референция. Если идут поставки на Кубу из России, то и им тоже можно покупать. В известной степени Куба — окно в этот регион. Поэтому сейчас наши предприниматели стремятся открывать там сборочные производства. Например, в кубинском городе Мариэль, где на несколько лет предприятия освобождаются от уплаты налогов. Потом оттуда можно поставлять оборудование в другие страны региона.

Что касается нефти, то известно, что в Мексиканском заливе она есть. России это все интересно. К тому же мы никак не можем отбросить политику.

«СП»: — Как выглядит политическая сторона нашего сотрудничества с Кубой?

— Нам, России, со всей определенностью необходим партнер и друг в западном полушарии. Куба — одна из самых авторитетных стран Латинской Америки. Хотя Куба и небольшая страна, она участвует практически во всех международных организациях и на нее смотрят. При самых разных голосованиях Куба всегда, за редчайшим исключением, голосует также как и Россия или так, как мы голосовали бы, если речь идет об организациях, где Россия не представлена. Причем, Куба так голосует не потому что хочет нам понравиться, а потому что у нас схожая точка зрения, общая политика.

В 2018 году на Кубе сменится лидер, кубинцы это обозначили, но политика должна оставаться той же самой.

В свою очередь ведущий научный сотрудник центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин рассчитывает, что сотрудничество с Кубой поможет России в условиях усиливающейся конфронтации с США.

— Сложилась парадоксальная ситуация. При Обаме Соединенные Штаты начали некий диалог с Кубой. Это было в рамках отхода от своего прежнего жесткого курса в отношении и других стран. Например, того же Ирана. Можно сказать, что Обама стал проводить более реалистичную политику. Пришел Трамп, стал позиционировать себя как реалиста, но буквально с первых же дней своего президентства он начал делать сильные антикубинские заявления.

«СП»: — Кажется, это было продолжением его предвыборной риторики…

— Да, он делал тогда реверансы в пользу кубинского лобби в Америке. Кубинцы, которые при Фиделе Кастро уехали в США, заняли там со временем сильные позиции. Одним из самых ярких их представителей является сенатор-республиканец Марко Рубио, мечтавший «выгнать русских» с Кубы. Другой сенатор — Тед Круз, тоже с примесью. Оба имеют этнические кубинские корни и оба очень влиятельны. Трамп на них ориентируется.

Позиция Трампа по Кубе в чем-то похожа на его же позицию по Иерусалиму. Там он настраивает весь мусульманские страны против Америки и понятно, что это будет усиливать их сотрудничество с Россией на основе антиамериканизма. Также будет с Кубой, да и со всей Латинской Америкой. Только там, помимо России, есть еще и союзный нам Китай, который очень активен в регионе. Недаром в новой Стратегии национальной безопасности обе страны упоминаются в качестве врагов США и называются «ревизионистскими».

«СП»: — России нужна сейчас конфронтация с США еще и в Западном полушарии?

— Я думаю, что никакого улучшения отношений со Штатами при президентстве Трампа и в ближайшей перспективе уже не будет. А значит, наша страна будет рассматривать Кубу, да и всю Латинскую Америку, как очень полезный стратегический актив.

Несмотря на развитие всех межконтинентальных ракет, Куба остается мягким подбрюшьем Америки. Когда СССР во время Карибского кризиса разместил на Кубе ракеты, президент Кеннеди заявил, что «Кастро воткнул кинжал в мягкое подбрюшье». А так как конфронтация будет усиливаться, мы будем вторгаться в эту традиционную зону влияния США, действовать там более активно. Таким образом, Трамп своим новым курсом, скорее, ухудшает положение своей страны, стимулируя союз России с Кубой и другими странами региона.

 

Сергей Аксенов

Сергей Аксенов

 

#Метки: ,