Защитим себя сами!

Пора договариваться с Кубой: при выходе США из ДРСМД Россия примет концепцию упреждающего удара

2 февраля 2019 года истекает срок «ультиматума» госсекретаря США Майка Помпео, в декабре предыдущего года обвинившего Россию в нарушении Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).

 

Американская сторона заявила, что США готовы выйти из соглашения, если Москва в течение 60 дней «не вернется к его исполнению». 

Ультимативная риторика

Россия отвергла американские обвинения. Недавние российско-американские консультации по ДРСМД в Женеве не привели к положительным результатам. Таким образом, по состоянию на «сейчас» перспектива сохранения ДРСМД обоснованно вызывает все больше сомнений. 

Вашингтон продолжает придерживаться ультимативной риторики в отношении Москвы и явно не намерен искать выход из кризиса, разразившегося вокруг ДРСМД. 31 января это подтвердил и заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков после общения со своей американской коллегой Андреа Томпсон в Пекине.

Дипломатические источники CNN сообщают, что в ближайшее время Помпео может торжественно сообщить о приостановке действия ДРСМД с американской стороны. Неудивительно, что большинство аналитиков считают происходящее агонией ДРСМД. 

Какие шаги необходимо предпринять России, если Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в его текущей редакции канет в Лету? Федеральное агентство новостей недавно публиковало ответ на этот вопрос, данный полковником в запасе Виктором Мураховским, главным редактором журнала «Арсенал Отечества» и членом Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ. Но для полноты картины не лишним будет дополнить данный ответ комментариями иных экспертов.

 

Пора договариваться с Кубой: при выходе США из ДРСМД Россия примет концепцию упреждающего удара

Пора договариваться с Кубой: при выходе США из ДРСМД Россия примет концепцию упреждающего удараФедеральное агентство новостей /

 

Хамская позиция

31 января в ММПЦ МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол, посвященный перспективам сохранения ДРСМД и существующей международной архитектуры стратегической стабильности. В рамках этого мероприятия своим видением ситуации вокруг договора поделились представители Российского совета по международным делам.

Приглашенные на круглый стол эксперты констатировали: с высокой степенью вероятности США, как и предупреждали, выйдут из договора. В частности, генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов сообщил, что, по его мнению, для администрации Дональда Трампа контроль над вооружениями вообще не является приоритетом. Политическое решение о выходе США из ДРСМД было принято американцами далеко не вчера. Так, советник Трампа по нацбезопасности Джон Болтон еще осенью прошлого года недвусмысленно высказывался в пользу нецелесообразности сохранения договора.

«Я подозреваю, что в этом решении русский фактор был не основным», — предположил Кортунов. 

Он обосновал свой тезис выводом о том, что американцев заботит не столько пресловутая российская ракета 9М729, якобы нарушающая ДРСМД, сколько Китай, не связанный обязательствами ДРСМД, а потому энергично пополняющий свои арсеналы ракетами средней и меньшей дальности. Так что «русский фактор» для Вашингтона — это лишь повод, чтобы развязать себе руки, но никак не главная причина выхода из ДРСМД, уверен генеральный директор Российского совета по международным делам.

Что нас ждет после выхода США из ДРСМД?

Андрей Кортунов считает, что на первых порах каких-то кардинальных изменений сложившегося баланса сил не произойдет. Обуславливается это отсутствием в данный момент у США технологий и производственных мощностей, необходимых для выпуска в значимых количествах баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1—5,5 тыс. км), а также меньшей (от 500 до 1 тыс. км) дальности.

Также, по словам Кортунова, не следует забывать о политических проблемах, связанных с размещением американских ракет средней и меньшей дальности в Европе. Совершенно очевидно, что Германия, Франция, Италия и другие не будут рады столь серьезному изменению status quo, ранее сложившегося в Европе. 

К выводам генерального директора Российского совета по международным делам присоединился научный руководитель Института США и Канады РАН, член научного совета Российского совета по международным делам Сергей Рогов. Да, опасения американцев из-за наращивания китайцами своего ракетного потенциала вполне имеют место, согласился он. При этом, добавил Рогов, американская переговорная позиция по ДРСМД является в отношении России откровенно хамской. 

 

Пора договариваться с Кубой: при выходе США из ДРСМД Россия примет концепцию упреждающего удара

Завтрак с Болтоном

Продолжая комментировать отношение Штатов к ДРСМД, Рогов упомянул о своей беседе с Болтоном во время его октябрьского визита в Москву. 

«Мы встретились за завтраком, — вспоминал Рогов, — мне ради этого даже пришлось пожертвовать празднованием своего семидесятилетия». 

Болтон, по словам научного руководителя Института США и Канады РАН, много говорил о китайских ракетах и всячески призывал Москву поддержать Вашингтон в деле «сдерживания» Пекина. Когда же Рогов попросил советника по нацбезопасности пояснить, с какой стати РФ должна поддерживать претензии США к Китаю в то время, как сами американцы непрерывно усиливают свое давление на Россию, то никакой вразумительной информации в ответ на свою просьбу не получил. 

Помня про данное когда-то Западом Михаилу Горбачеву известное обещание воздержаться от распространения НАТО на восток (обещание, которое Штаты и иже с ними не сдержали), Рогов задал Болтону вопрос, что называется, в лоб. 

«Как насчет размещения нового поколения американских ракет средней дальности вблизи российских границ?» — спросил он.

Болтон ответил, что сейчас таких планов у Вашингтона нет. Но упрямый Рогов не отставал. Допустим, сейчас их нет, но в дальнейшем ситуация может измениться, заметил он в разговоре с Болтоном. Может ли визави дать гарантии, что в случае выхода США из ДРСМД американские ракеты средней дальности не будут развернуты подле наших границ? 

«Нет, — ответил Болтон. — Никаких гарантий мы дать не можем». 

Вот такой очень красноречивый ответ получился. 

Меж тем именно Болтон в 2001—2002 году был едва ли не главной движущей силой выхода США из Договора по ПРО. Таким образом, действия Болтона, направленные на выход Штатов из ДРСМД, являются продолжением движения по все тому же вектору обеспечения Соединенным Штатам максимальной свободы рук, сопровождаемой одновременными требованиями об односторонних уступках со стороны России. 

 

Пора договариваться с Кубой: при выходе США из ДРСМД Россия примет концепцию упреждающего удара

СНВ-III под угрозой

Рогов напомнил, что совсем недавно была опубликована новая американская доктрина противоракетной обороны, однозначно указывающая на то, что значительная часть элементов американской ПРО будет нацелена против России. Да, это делается с оговорками. Мол, речь идет о противоракетной обороне на региональном уровне. Тем не менее, американские компоненты ПРО готовятся противостоять российским МБР. Как говорится, факт есть факт.

В рамках новой американской доктрины ПРО Штаты через несколько лет будут иметь в Европе у границ России базы своих ракет средней дальности. Польша уже изъявила желание предоставить США свою территорию для размещения на ней американских ракет. Вполне вероятно, что этому примеру последуют и страны Прибалтики. Одновременно американцы получат возможность укрепить свою ПРО как против российских ракет средней дальности, если таковые будут развернуты в качестве ответа на выход США из ДРСМД, так и против уже находящихся на боевом дежурстве российских МБР.

«Действительно, в ближайшее время (после выхода США из ДРСМД. — Прим. ФАН) какого-то заметного сдвига в военно-стратегическом балансе не произойдет. Но через несколько лет события могут принять очень опасный характер», — констатировал Сергей Рогов.

Какие международные договоры по контролю за вооружениями оказались под угрозой после одностороннего выхода США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны и анонсированного Вашингтоном выхода из ДРСМД?

Руководитель научного направления Института США и Канады РАН, эксперт РСМД, генерал-майор запаса Павел Золотарев отметил, что выход Штатов из ДРСМД ставит под угрозу СНВ-III — договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. 

«Почти 99,9%, что он не будет продлен. О новом же договоре говорить нет оснований», — сообщил Золотарев. 

Спикер указал на весьма туманные перспективы договора о нераспространении ядерного оружия. 

«Пока мы с американцами занимались вопросами поддержания стратегической стабильности, находясь, таким образом, в двустороннем формате и обсуждая вопрос, сможем ли мы друг друга уничтожить или не сможем, мир приобрел три новых ядерных государства. Договор о нераспространении ядерного оружия в условиях окончания холодной войны оказался неэффективным», — прокомментировал Золотарев.

Пора договариваться с Кубой: при выходе США из ДРСМД Россия примет концепцию упреждающего удара

Концепция ответно-встречного удара

Кстати, о поддержании стратегической стабильности в мире.

«В своем современном виде стратегическая стабильность базируется на постоянном сохранении Соединенными Штатами и Российской Федерацией возможности взаимного гарантированного уничтожения, — напомнил Золотарев. — Перспектива развертывания в Европе американских ракет средней дальности представляет для РФ весьма значительную угрозу, так как ставит под вопрос эффективность нашего ответно-встречного удара».

Иными словами, может сложиться крайне опасная ситуация, при которой риск возникновения вооруженного конфликта с использованием ядерного оружия заметно возрастет. В связи с этим выводом Сергей Рогов напомнил, что в прошлом году президент России Владимир Путин минимум дважды публично рассказывал о сути концепции ответно-встречного удара, которой придерживается РФ.

Научный руководитель Института США и Канады РАН озвучил три условия, при которых Россия применит ядерное оружие. 

«Первое — российские средства предупреждения о ракетном нападении обнаружат запуск ракет противника. Второе — российские средства предоставят сведения о траекториях ракет, которые запустил противник. Третье — российские средства определят, какие цели должны будут поразить ракеты противника», — перечислил Рогов.

Соответственно, после подтверждения того, что ракеты противника нацелены именно на Россию, ВС РФ нанесут ответно-встречный удар по агрессору. Нетрудно догадаться, что подобная процедура многократного и многоуровневого подтверждения факта ракетной атаки, нацеленной на РФ, осуществима только в условиях, когда подлетное время американских, да и российских ракет составляет как минимум 25—30 минут. 

Но если на территории Европы будут в будущем развернуты американские ракеты средней дальности, то их подлетное время до объектов на нашей территории может составить около 10 минут — и у России просто не останется времени на выполнение всех необходимых процедур для осуществления эффективного ответно-встречного удара. Именно этот нюанс имел в виду чуть ранее Павел Золотарев. 

Присутствовавшие на круглом столе представители Российского совета по международным делам отметили, что критическая ситуация с основополагающими международными документами по контролю за вооружениями усугубляется практически полной недоговороспособностью администрации Дональда Трампа. 

По образному выражению Сергея Рогова, та «в гробу видела» даже американское экспертное сообщество, а не только доводы своих заграничных оппонентов. 

Пора договариваться с Кубой: при выходе США из ДРСМД Россия примет концепцию упреждающего удара

«Надо говорить с кубинцами!..»

Каковы в столь непростой ситуации должны быть действия России?

Москве придется отказаться от концепции ответно-встречного удара в пользу концепции удара упреждающего, озвучил свой прогноз Золотарев. Естественно, добавил он, американцы будут придерживаться такой же концепции. Следствием подобных шагов может стать международный кризис куда более опасный, чем известный Карибский кризис 1962 года. 

Вице-президент Российского совета по международным делам генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский окончательно расставил все точки на «i», констатировав — ДРСМД не спасти. Соответственно, вырабатывать дальнейшую тактику действий российской стороне следует исходя из очевидности данного факта.

Американцы приняли решение выйти из ДРСМД, и никакие уступки РФ, включая уничтожение пресловутой ракеты 9М729, тут ничего не изменят. К тому же, один раз руководство нашей страны уже пошло навстречу американцам — во время заключения ДРСМД советской стороной было принято решение отправить в лом еще и оперативно-тактические ракетные комплексы «Ока», имевшие дальность 400 км, напомнил Бужинский. 

Под ограничения, налагаемые ДРСМД, эти ОТРК никак не попадали, но почему бы не сделать американским «партнерам» подарок, тем более если они просят? И такой презент тогда, в 1987 году, был сделан, в результате чего был нанесен существенный ущерб обороноспособности Советского Союза, напомнил Бужинский. Спрашивается, что мы тогда от подобной инициативы выиграли? Думается, что ответ очевиден — ничего.

Идти на односторонние уступки американской стороне, играющей в шантаж «уничтожьте вашу ракету — или мы выходим из договора» не следует, поскольку никаких выгод от своей уступчивости Россия не получит, полагает эксперт. Это тем более правильно, поскольку столь не симпатичная американцам ракета 9М729, как и когда-то ракета 9К714 комплекса «Ока», по своим характеристикам условий ДРСМД не нарушает.

Евгений Бужинский отметил, что, пусть и не сразу, но после выхода из ДРСМД свои новые ракеты средней дальности наземного базирования американцы, конечно, сделают. Вряд ли так называемая «старая» Европа позволит разместить эти ракетные комплексы у себя. Скорее всего, американцы будут их разворачивать на территориях Польши, Прибалтики и Венгрии. Тем самым резко сократится время подлета американских ракет к ключевым объектам российской инфраструктуры. В ответ России придется задуматься, как своими ракетами средней дальности дотянуться до американской территории.

Не исключено, что решить эту проблему можно будет в соответствии с уже опробованным в начале 1960-х алгоритмом. 

«Надо говорить (о размещении российских ракет. — Прим. ФАН) с кубинцами, надо говорить с никарагуанцами», — посоветовал Бужинский.

Пора договариваться с Кубой: при выходе США из ДРСМД Россия примет концепцию упреждающего удара

Все, что нужно для обороны, имеется

Касаясь вопроса возможного появления американских ракет средней дальности на Востоке, вице-президент Российского совета по международным делам предположил, что, по аналогии с размещением на южнокорейской территории комплекса ПРО THAAD, попытка развертывания в Южной Корее американских ракет средней дальности вызовет крайне негативную реакцию со стороны КНР. Избежать этого американцы смогут путем создания ракетного комплекса с дальностью 4 тысячи км и размещения его на Гуаме и в Австралии. 

Есть более простой вариант — развертывание будущих американских ракет средней дальности в Японии. Но это станет явным вызовом России и окончательно похоронит мечты о подписании российско-японского мирного договора. 

Как России парировать ракетную угрозу с востока? Например — развертыванием своих ракет с дальностью 4 тысячи км на Чукотке, предложил Бужинский. Но это, как говорится, дело будущего. Вице-президент Российского совета по международным делам подчеркнул, что не видит причин для каких-то судорожных попыток наращивания отечественного ракетно-ядерного потенциала после разрушения ДРСМД. Тем более что Вооруженные Силы РФ располагают современными ракетными комплексами средней дальности морского и воздушного базирования, не только не уступающими по своим ТТХ американским образцам, но и зачастую их превосходящими.

«Что же до количественных показателей, то это вопрос денег и производственных мощностей. Планы соответствующие есть, и наша промышленность их выполняет. С моей точки зрения, все, что нужно для обороны территории Российской Федерации, у нас имеется», — закончил свое выступление Евгений Бужинский. 

Пора договариваться с Кубой: при выходе США из ДРСМД Россия примет концепцию упреждающего удара

Необходим многосторонний формат соглашений

Андрей Кортунов акцентировал необходимость купирования последствий выхода США из ДРСМД не только военно-техническим способом, но и политическим. 

«Очевидно, что в какой-то форме контроль над вооружением все равно будет нужен нам, американцам, европейцам и даже, возможно, китайцам. Вопрос в том, каким этот контроль в XXI веке может стать?» — заявил генеральный директор Российского совета по международным делам. 

Ответ на поставленный вопрос, по мнению Кортунова, лежит в плоскости замены двустороннего формата соглашений по контролю над вооружением на многосторонний и активного вовлечения в работу над ним не только России, США и Китая, но и других стран. В процессе решения этой задачи большое значение будут иметь контакты между военными разных стран, обмен информацией, сравнение представлений об угрозах, о военных доктринах и т. д. 

«В конце концов, никто всерьез не заинтересован в снижении порога угрозы начала ядерной войны», — подвел черту под дискуссией Андрей Кортунов. 

К сказанному генеральным директором Российского совета по международным делам Сергей Рогов добавил, что в современных обстоятельствах какие-то конструктивные решения по контролю над вооружением на межгосударственном уровне возможны не просто в формате многосторонних договоренностей, но и с вынесением на обсуждение ограничений по созданию всех трех видов ракет средней дальности. То есть ракет не только наземного базирования, но также воздушного и морского. 

источник

 

#Метки: ,