Стало известно, что Федеральная служба государственной статистики (Росстат) переходит на новую методику расчета доходов населения страны.
Новость об этом сообщил глава ведомства Павел Малков, добавив, что при расчете данных ежемесячного мониторинга доходов ведомству не хватает значительной части сведений, в связи с чем полученные данные «вызывают серьезные вопросы».
По его словам, теперь вместо ежемесячных отчетов по зарплате россиян Росстат будет публиковать ежеквартальные данные. Причем уже ближайший отчет за первый квартал 2019 года будет составлен по новой методике. Кроме того, по ней же будут пересчитаны и все доходы россиян за последние 6 лет, включая итоги 2013 года (тогда реальные доходы россиян выросли в последний раз, после чего фиксировалось только их последовательное снижение).
Предварительные результаты планируется подвести к апрелю, а уже к июню — «подбить» итог. Правда, нюансы и детали этой самой новой методики ни представителями курирующего ведомство статистики Минэкономразвития РФ (МЭР), ни самими сотрудниками Росстата пока не раскрываются.
У рядовых россиян подобное заявление вызвало шквал скептических замечаний, особенно на фоне того, что недавно ведомству каким-то чудесным образом удалось насчитать рекордный за последние 6 лет рост валового внутреннего продукта по итогам 2018 года (+2,3%). И это при том, что прогноз Минэкономразвития по этому показателю на указанный период составлял 1,9%, а глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин был настроен куда более пессимистично.
— То, что Росстат сомневается в качестве сбора данных и переходит на квартальный формат, — это честный разговор, — полагает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. — И в этом они в определенной степени правы.
«СП»: — Почему?
— Если мы посмотрим на структуру доходов, оцениваемую Росстатом, то увидим, что она учитывает не только зарплату, приходящую два раза в месяц, но и социальные выплаты, которые иногда выплачиваются и поквартально. Поэтому показатели по одной и той же семье могут скакать вверх-вниз. К тому же надо еще обратить внимание на следующее обстоятельство — у нас с вами размер прожиточного минимума утверждается Минтруда раз в квартал. И получается, что по отношению к этому утвержденному прожиточному минимуму доходы будут выше, и тогда уровень бедности будут ниже. Потом — раз, и пересчет, все показатели идут вниз. В связи с этим Росстат считает, что для прекращения всяких инсинуаций на этот счет целесообразней оценивать доходы именно поквартально.
«СП»: — То есть здесь нет никаких попыток что-то спрятать или закопать?
— Это, во-первых, рабочий процесс. Во-вторых, стоит учесть, что, несмотря на все стремление Минэкономразвития показывать, так сказать, красивые цифры, тот же Росстат ухитрился в этом году показать снижение реальных доходов населения. К тому же Росстат работает в мировом сообществе и обязан использовать общепринятые методики. Если что-то пойдет не так, то в публичном формате сразу поднимется шум и гам, что Россия какие-то данные скрывает.
«СП»: — Как же тогда объяснить недавние «росстатовские» фокусы с пересчетом роста ВВП до рекордных показателей по итогам 2018 года?
— Росстат не отвечает за информацию, которую компании предоставляют ему не ежеквартально, а в конце года. Он заложник ситуации, у него нет, скажем так, контрольных функций и административного права наказывать компании за неверно поданную информацию.
«СП»: — Хорошо, если с причинами, подвигнувшими Росстат на переход к новой методике, мы с вами разобрались, то зачем ведомству понадобилось пересчитывать по ней доходы россиян аж с 2013 года? Зачем залезать так глубоко в прошлое? Считали бы и считали себе по-новому с 2019 года. Нет ли тут все же желания как-то приукрасить качество жизни наших сограждан?
— Знаете, вот тут я бы тоже задался подобным вопросом. Но, с другой стороны, проблема доверия к статистике никуда не делась. Так что пересчитывай — не пересчитывай, критика и камни в огород Росстата всегда будут. Потому что, например, некий исследователь возьмет некие данные, как-то их интерпретирует и при этом сошлется на Росстат. И сразу к ведомству сыплются административные претензии — мол, вы публикуете то-то и то-то. Не разбираясь, что спорные выводы делали другие исследовательские команды.
«СП»: — То есть Росстату в вину ничего поставить нельзя?
— В зарубежной статистике есть одно преимущество. Если они там меняют методологию подсчета, то всегда предоставляют методику, по которой можно самостоятельно определенные вещи пересчитывать к старой базе. Например, выстраивать статистические ряды при подготовке диссертаций на 50 лет назад или вперед. Тем самым снимаются все вопросы относительно того, мухлюет статистическое ведомство или не мухлюет. А в отношении нашего Росстата в вину ему можно поставить как раз проблему сопоставимости данных, ему нужно все-таки стремиться к большей открытости данных и предоставлять методики для самостоятельных подсчетов.
Однако многих других экономистов, как уже ранее сообщала «СП», намерение Росстата при подсчете доходов россиян перейти на новую методику по-настоящему испугало.
— То, что делает последнее время Росстат, учитывая факт его подчинения Минэкономразвития, вызывает серьезные вопросы и большую тревогу, — заявил руководитель Центра институтов социально-экономического развития Института экономики РАН, экономист Николай Ахапкин. — Подобное ведомство должно быть совершенно независимым. Даже в советское время ЦСУ, Центральное статистическое управление, было автономным и имело очень большие полномочия. Я боюсь, как бы мы не доигрались до того, что нашей статистике в итоге просто престанут верить. И что тогда будет с инвестиционным климатом в стране? Это очень нехорошая ситуация.
«СП»: — Если представить, что Росстат сейчас будет, грубо говоря, заниматься приписками, и доходы россиян с 2013 года неожиданно вырастут, какое значение это будет иметь для нашей экономики?
— Тогда правительство и дальше будет терять доверие людей. Разговоры об экономическом росте и заявления о том, что мы живем все лучше, будут вызывать все большее раздражение. Так не годится. Доходы населения — важнейший экономический показатель, ключевой. Он напрямую связан с показателем спроса, который, в конечном счете, предъявляют люди. Если будут сомнения в том, что показатели Росстата недостоверны, то это будет ударом по всей экономике, по сфере ведения бизнеса.
Это очень серьезно, поэтому и правительству, и Росстату нужно крайне осторожно подходить к этому вопросу. Совершенно недопустимо, чтобы и рядовые россияне, и эксперты, и международные статистические органы перестали нашей статистике доверять. Конечно, иногда пересчеты нужны, но если в результате того, что собирается сейчас сделать Росстат, выяснится, что все последние годы наши доходы росли, а мы все этого как-то не замечали, будет даже не смешно, а очень стыдно.
«СП»: — Ни министры, ни представители Росстата детали и нюансы новой методики расчета доходов россиян пока не раскрывают. Можно ли предположить, что здесь в первую очередь нужно учитывать для получения адекватных реальных показателей доходов наших граждан?
— Методика, естественно, должна совершенствоваться и расширятся. Но стоит отметить, что тот механизм, которым до этого пользовался Росстат по учету доходов населения, был довольно близок к международной системе. И что сейчас конкретно собираются сделать — надо бы, по-хорошему, спросить в самом Росстате. Но если уж такой шаг собираются предпринять, нужно, чтобы это был открытый процесс. Чтобы как минимум эксперты-экономисты понимали, что будет изменено. Да, разговоры о некорректной методике подсчета доходов россиян идут с прошлого года. Об этом, в частности, говорил министр финансов Антон Силуанов. Но вы, по крайней мере, тогда объясните нам, что здесь не так.
При этом многие эксперты вообще сомневаются в том, что Росстат в сложившихся реалиях нашей экономики вообще в состоянии что-либо толком подсчитать, поскольку она не просто перешла в отрицательную цифровую зону, а уже давно находится в какой-то иррациональной сфере.
— Определить что-то, например, по расходам граждан на коммунальные услуги затруднительно, — привел пример президент Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин, — так как оплачивается счетов значительно меньше, чем их выставляется. Наши любые банки тоже вносят свой вклад в траты россиян — с учетом того, что эффективная ставка по кредитам с учетом всех комиссий и страховок превышает 20%, значительное число людей просто не может их обслуживать, что приводит к росту долговой нагрузки на население.
Статистику по заработным платам тоже подвести затруднительно, потому что есть проблемы с их официальным учетом. А ведь есть еще масса взаиморасчетов, о которых Росстат просто не имеет никакого представления. К тому же, в некоторых сельхозрайонах вообще практикуется натуральный обмен, так что объему расходов составить представление о доходах россиян очень затруднительно.
Настоящие реальные доходы россиян, подытожил Павел Шапкин, расписаны уже на годы вперед. За ними выстраивается очередь из налоговой, энергетических компаний, банков, мобильных операторов, установщиков всевозможных счетчиков и прочих любителей «нахлобучить» граждан. Россияне находятся в режиме «круговой обороны» и должны буквально всем, поэтому их траты вызваны не насущной необходимостью, а всевозможными угрозами отключить, изъять, описать, забрать. И как в этой ситуации абсурдных трат Росстат собирается достоверно считать их доходы — совершенно непонятно.