Пожалуй, только выступление первого лица государства вызывает у нас более бурный отклик. Не берусь измерять, но то, что недавнее заявление Рамзана Ахметовича Кадырова наделало шума, — факт. Столько комментирующих, столько дающих советы Путину, что дальше делать с главой Чечни, порой даже нелицеприятных, оторопь берет.
А, собственно, что такого сказал Кадыров?
Ничего нового 13 января не прозвучало. Ничем особенным Рамзан Ахметович не удивил, кроме, может быть, эпитетов. Да, некоторые формулировки были, скажем так, несколько неподобающие для главы республики и должностного лица. Но, в принципе, все в рамках литературных правил, остальное же при желании можно списать на кавказский темперамент.
А откровенных открытий, кроме эпитетов и формулировок не было. «Внесистемную российскую оппозицию» только Кадыров критикует? Нет, не только он. О нескончаемой информационной войне с Россией и, в частности, с Северным Кавказом, со стороны СМИ как зарубежных, так и отечественных либеральных, тоже только Кадыров выступает? Тоже нет, легион выступающих против противников России тоже велик.
Кадыров отметил, что это делается, по его мнению, для того, чтобы спровоцировать в стране и регионе беспорядки на межнациональной, а также межрелигиозной почве, привести к дестабилизации и хаосу. Но простите, с такими же заявлениями выступали и многие другие. Жириновский, например.
Кадыров призвал дать отпор откровенным врагам России. Не радикалам, как бы это было более понятно, а тем, кто стоит за радикалами. О тех, кто направляет радикалов и террористов. Он назвал их «деятелями, вскормленными западными спецслужбами». Ну и, как отметил глава Чечни, эти деятели мечтают видеть Россию, стоящей на коленях и обессиленной.
Что нового-то? Ничего.
«Кто дал право кучке гнусных либералов называть себя российской интеллигенцией? Они претендуют на звание совести нации, при этом собирают вокруг себя ненавистников всего российского, рефлексируя на Запад. По мнению либералов, их идеи неоспоримы и других убеждений быть не может, а если они слышат критику, то нападают с угрозами и оскорблениями.
На страну бросают тень не те, кто защищает и сохраняет ее идентичность, ее историю, ее суверенитет, а те, кто охраняет права очень узкого круга людей. Часть российского правозащитного общества забывает, что в их функции входит защита прав простых россиян, а не кучки предателей, возведенных ими же в привилегированный класс».
«Павшие нравственно люди, продавшие свои души западным дьяволам, они вольготно ведут себя не только на Западе, но и в презираемой ими стране, где чувствуют себя безнаказанными и неприкасаемыми. А при любой попытке призыва отвечать по закону — начинают вопить о притеснении».
Есть с чем спорить? Да вроде не с чем. Все так и есть.
А вот то, что началось потом, уже надо рассматривать более пристально. Ибо после заявления началось самое интересное. Я не о Сенченко, с ним как раз все понятно. Депутат выразил свое «авторитетное мнение», резонно считая, что Красноярск от Грозного далеко. Однако на деле оказалось, что намного ближе. Но инцидент разрешен, извинения приняты, проехали.
Однако появилось заявление, подписанное уже несколькими десятками различных российских «общественных деятелей» вроде Льва Пономарева, Леонида Гозмана, Андрея Пионтковского, Владимира Войновича и им подобных.
В заявлении они выразили мнение, что Рамзана Кадырова следует немедленно отстранить от занимаемой им должности главы республики. Они исходят из того, что, по их мнению, обвинения людей в предательстве лишь потому, что они участвуют в законной общественно-политической деятельности, можно расценивать в качестве угрозы. А угрозы такого рода со стороны высокопоставленных госдеятелей по отношению к оппозиции недопустимы ни в правовом, ни в моральном контексте.
Перебрали малость, да? Нурди Нухажиев, уполномоченный наблюдатель в Чечне (ненавижу слово «омбудсмен), четко ответил, что нахождение Кадырова у власти в Чеченской Республике или отставка — это внутреннее дело чеченского народа, избравшего Кадырова. Другие высказались менее сдержанно. Но, опять же, что судить по восьмому кругу?
Самое забавное то, что сам Кадыров решил прояснить ситуацию. Разъяснив по пунктам, кого и почему он имел в виду. Тех, кто уехал в европейские столицы или в США и оттуда, по его мнению, клевещет на Россию, подсказывая, что надо сделать, чтобы подорвать стабильность страны.
Вспомнил он и Крым, который «грозятся вернуть за тридцать секунд». Заодно глава Чечни высказался и на тему того, что такое настоящая, законная оппозиция. Это, по его мнению, те, кто поднимает экономические проблемы, социальные проблемы, а также вопросы жилищно-коммунального хозяйства и другие.
Но почему-то там, куда Рамзан Ахметович, собственно, и обращал свои эпитеты и сравнения, все спокойно. А наши оппозиционеры, что системные, что бессистемные, заверещали не хуже стаи бандерлогов при виде удава Каа.
Боятся. Видимо, неспроста. Суть поднявшегося крика и стона одна: кто сказал. Понятно, когда о перечисленных вопросах говорил разный люд, вроде политологов, журналистов, некоторых депутатов, это один расклад. А вот когда об этом заговорил Кадыров — совсем другое дело. Есть от чего забеспокоиться.
В итоге высказался на «горячую» тему даже член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Александр Брод. Он отметил, что угрозы в адрес правозащитников, в адрес оппозиции не должны иметь места и что это путь ошибочный, который может привести к серьезному противостоянию и социальным взрывам. Это уже приобретает нездоровый характер, указал Брод и напомнил, что уже более пяти тысяч общественных деятелей подписали петицию об отставке Кадырова.
Это, кстати, показатель. Показатель того, сколько в России людей реально забеспокоились о своей шее, на которую может внезапно лечь тяжелая длань «президентского пехотинца».
Сомнительно, конечно, что эта писулька возымеет какой-то положительный результат для тех, кто ее подписал. Но положительный результат иного плана есть: «засветились» те, кому стало беспокойно. Причем массово и официально. Можно брать список и делать выводы или вводы. Ну, или просто иметь на будущее.
Конечно, некоторые термины, которые употребил Кадыров и его сподвижники, несколько нетолерантны. Но, уважаемые, сколько можно облизывать эту «системную оппозицию»? Сколько еще эти люди, с российскими паспортами, живущие вполне себе на российские рубли (не все, понятно, но все-таки), реально будут поливать грязью тех, кто считает, что Россия идет туда, куда следует?
Все эти Ахеджаковы, Макаревичи, Пашинины, Ганапольские… Имя им — легион (кстати, римский легион как раз 5 тысяч и насчитывал), с которым надо идти в бой. И возможно, не путем дискуссий и убеждений, а именно так, как на фото.
Время слов рано или поздно проходит. И приходит время действий. И действовать надо соответственно. Пока не поздно.
Некто пастор Мартин Нимёллер много лет тому назад сказал:
«Когда они пришли за коммунистами, я молчал — я не был коммунистом.
Когда они пришли за социал-демократами, я молчал — я не был социал-демократом.
Когда они пришли за профсоюзными активистами, я молчал — я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня».
Тех, кто сегодня начал кричать об отставке Кадырова, можно понять. Но нужно понять и другое. Несмотря на все, что было в его прошлом, сегодня Кадыров есть то, что есть. Явление своеобразное, но… наше, в общем.
В целом выступление, хоть, как я уже заметил, не несло в себе ничего нового, кроме некоторых идиом и сравнений, дало определенный результат. Я бы сравнил его с брикетом дрожжей, подкинутый в летнюю жару в дачный туалет. Поперло, одним словом.
А если серьезно, то:
1. Кадыров выразил точку мнения большинства народа в отношении «системной оппозиции» и прочих откровенных предателей.
2. Кадыров открытым текстом сказал, что терпению приходит конец у всех, и толерантности тоже.
3. Точка зрения Кадырова совпадает с точкой зрения Кремля. И именно потому, что совпадает, именно Рамзан Ахметович ее и озвучил. С максимальной эффективностью.
Как бы сказал в такой ситуации Владимир Владимирович, «мы сделали определенный посыл нашим партнерам». Похоже, получилось. Дальше, как говориться, делайте выводы, пока не начались вводы.
Да, некоторые совсем уж не наши СМИ радостно заверещали, что «Путин решил слить Кадырова» и потому подставил его под шквальный огонь западной критики.
…мечтать не вредно.
Роман Скоморохов
via