Курс гривны угрожающе растет
Вот уже несколько месяцев каждый день курс гривны пробивает очередное дно, и у нас возникает справедливый вопрос: а в состоянии ли незалэжная держава отдать нам долги? Тут ведь дело даже не в решениях международных судебных инстанций — Украине физически негде взять денег ни на что. Ни на закупку газа, ни на погашение долгов, ни на обслуживание многомиллиардных кредитов.
Одесский политолог Валерий Песецкий
доходчиво объясняет, почему курс гривны так просел и еще просядет.
● До 2014 года объем запасов валюты у населения Украины оценивался в 150-200 млрд долларов. С учетом нынешней политики власти, эти сбережения изымаются любыми способами и фактически это последний ресурс, который удерживает национальную валюту от резкого обвала.
● В 2018 году корпоративный сектор украинской экономики должен погасить более 51 млрд долларов долгов. Еще 9 млрд долларов должно государство. В пересчете по текущему курсу, чтобы выкупить такой объем валюты на внутреннем рынке должникам потребуется больше 1,5 трлн гривен. Притом, что совокупный объем денежной массы ныне чуть более одного триллиона. Такой дисбаланс с точки зрения экономики означает одно: курс гривны завышен примерно в полтора раза.
Примечание: В своих расчетах Валерий Песецкий долги России учитывает, но как дополнительные. А нас-то они интересуют в первую очередь. Если же принимать во внимание и их, то курс гривны должен просесть почти вдвое.
● Решение правительства о монетизации с 1 января 2018 года жилищно-коммунальных субсидий — шаг безумный. Раньше 100 млрд гривен, выделяемых из бюджета на субсидии, в безналичной форме шли на счета предприятий ЖКХ. Теперь их выдадут на руки, что приведет к полному банкротству отрасли: выбирая между продуктовым магазином, аптекой, больницей и прочим жизненно необходимым и оплатой счетов ЖКХ, нищий обыватель точно выберет первое. Кроме того, рост долгов перед коммунальщиками такой вброс налички на рынок резко толкнет цены вверх и станет дополнительным стимулом для обесценивания гривны.
● Киев ныне строит финансовую пирамиду сродни греческой. С единственной разницей: в отличие от Афин, бремя выплат которых взял на себя Брюссель, нам никто не поможет.
● Последняя программа кредитования МВФ непублично затевалась не для того, чтобы поддержать украинскую экономику, которая уже в 2014 году с лишением опоры на рынки стран СНГ и прежде всего РФ, была обречена на банкротство. Она была нужна, чтобы западный инвестор с минимальными потерями ушел с украинского рынка. Задача ныне исполнена в полном объеме, а потому и кредитование фактически свернуто.
Валерий Песецкий приходит к печальному выводу: Украина благодаря пресловутому евровыбору в 2014 году утрачивает ныне остатки политического и экономического суверенитета.
О том, что Евромайдан закончится полным крахом иллюзий, говорили все его противники, включая меня. Но, разумеется, свидомая публика, увлеченная радужными перспективами, нас не слышала. Она и сейчас, я уверен, надеется на чудо. И наверняка будет гордо вещать о том, что давно обещанный дефолт так и не объявлен. Как будто требуется именно официальное объявление дефолта, чтобы население обнищало окончательно.
Если им нравятся майданы, пусть бунтуют хоть каждый день. Лишь бы долги отдавали вовремя.