Защитим себя сами!

Контракты от мэрии и кредиты «Газпрома»: откуда берет деньги «Эхо Москвы»

16 июля «Первый канал» выпустил фильм о финансировании американским правительственным агентством BBG некоторых российских СМИ, в том числе известной радиостанции «Эхо Москвы». Холдинг «Газпром-медиа», владеющий контрольным пакетом акций «Эха», в ответ заявил, что никаких подтверждающих связи документов или контрактов не существует. Вопрос о том, на что живет радиостанция, возникает не в первый раз. Менеджмент «Эха» неоднократно заявлял, что станция прибыльная и ни от кого не зависит. Юрист Илья Ремесло решил проверить, на какие деньги существует «Эхо Москвы», и обнаружил странные контракты, по которым станция получала десятки миллионов от государственных структур.

 

«Эхо Москвы» — одно из самых известных, скандальных и в то же время непрозрачных СМИ. Со времени появления радиостанции ее деятельность постоянно сопровождают скандалы. На сайте радиостанции появляются материалы, в которых все несогласные с точкой зрения журналистов объявляются «иным биологическим видом», а целые народы — неполноценными. Встречаются и экстремистские публикации – как это было с призывом Пионтковского отделить Чечню, передачей с Носиком, который призывал убивать сирийских стариков, женщин и детей. «Эхо» даже получило предупреждение от Роскомнадзора за выход передачи, оправдывающей военные преступления.

Не отстают и смежные проекты Алексея Венедиктова. Недавно сетевое издание «Дилетант», основанное Венедиктовым, опубликовало статью на смерть Чуркина, в которой он назывался «чудовищем», «шутом и палачом», «соучастником путинских преступлений».

«У Чуркина будет некролог и торжественные похороны. А через несколько лет о нем с презрением будут отзываться даже бывшие коллеги». Колонка Виталия Портникова. Позиция автора может не совпадать с позицией редакции, — приписали к началу колонки редакторы «Дилетанта».

Несколько лет тому назад Путин на встрече с Венедиктовым так охарактеризовал деятельность «Эха Москвы»:

«Вы понимаете, чтобы вот так обслуживали интересы России в отношении США на каком-то канале, который принадлежит государственной компании, – я это просто не представляю, это просто невозможно. А вы говорите «Свобода слова». Где же она тогда, если не здесь? Но вообще это неприлично, мне кажется».

За подобные «успехи» «Эхо» заработало вполне однозначную репутацию у слушателей, которые неоднократно возмущались редакционной политикой радиостанции.

Однако главред радиостанции Венедиктов (занимающий эту должность около двух десятков лет) на обвинения отвечает, что «Эхо Москвы» – вполне себе рентабельный проект, приносящий доходы акционерам.

Постоянно об этом говорят и соратники Венедиктова, например, Сергей Пархоменко:

«Это прибыльная радиостанция, радиостанция, которая ни у кого не просит денег на свое существование. Все истории про то, что «вас содержит Газпром», «вас содержит государство» и так далее – это просто неправда, «Эхо Москвы» содержит себя само».

Настало время проверить, реально ли прибыльно «Эхо Москвы» и каким образом радиостанция «зарабатывает» деньги.

Десятки миллионов убытков и эффективные менеджеры

На чем может заработать радиостанция? Правильно, на рекламе. «Эхо» берет практически любую рекламу, включая мошеннические объявления о продаже чудодейственных препаратов и рекламу финансовых пирамид.

Надо отметить, что в феврале 2014 года «эффективным менеджерам» «Эха» запретили самостоятельно продавать рекламу – возможно, из-за вопросов о том, куда идут деньги. Несмотря на эту меру, дела на радиостанции идут не блестяще.

Для начала разберемся с деньгами «Газпрома». В 2015 году «Эхо Москвы» получило займ от «Газпром-Медиа» на 40 миллионов рублей. Деньги были даны под 12% годовых (это чуть больше, чем ставка рефинансирования) – считайте, почти даром. Таким образом, «Эхо» действительно существует на деньги «Газпрома».

Теперь разберемся с прибылью и убытками. «Эхо Москвы» старательно скрывает свою финансовую отчетность. Но мы обратимся к базам, в которых аккумулируются данные бухгалтерской отчетности компаний.

Контракты от мэрии и кредиты "Газпрома": откуда берет деньги "Эхо Москвы"

Отчеты за 2011-2015 гг.

За 2014 год убытки «Эха» составили 35 миллионов, за 2015 год – уже 92 миллиона. За 2016 год отчетность пока отсутствует, по неофициальным сведениям, компания так и осталась убыточной.
Также убыток в 21 миллион, по словам бывшего гендиректора «Эха» Юрия Федутинова, был получен и в 2010 году.

Таким образом, прибыльной компанией «Эхо» было лишь в 2011-2013 годы. И если посчитать вместе и прибыль, и убытки за все последние годы, в итоге все равно получим убытки в десятки миллионов.

Теперь осталось выяснить, за счет чего «Эхо» смогло получить прибыль в указанный выше период.

Госконтракты с мэрией Москвы на 28,5 миллионов

Ответ на этот вопрос шокирует многих поклонников «независимой» радиостанции. «Эхо Москвы» жило за счет финансов, получаемых от… мэрии Москвы.

Вот две самых крупных госзакупки, которые получило в 2013 и 2014 году «Эхо» от Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства:

Контракты от мэрии и кредиты "Газпрома": откуда берет деньги "Эхо Москвы"

Заказчик — Департамент науки

Контракты от мэрии и кредиты "Газпрома": откуда берет деньги "Эхо Москвы"

Срок контракта вышел, но статус еще действует

Общая сумма госзакупок – 28,5 миллионов рублей. Вот откуда взялась прибыль в бухгалтерской отчетности «Эха». «А что плохого в участии компании в госзакупках?» — могут спросить читатели. Если закупка честная, то ничего. Проверим?

Смотрим первую закупку на специализированном сайте. Чтобы понять суть закупки, почитаем техническое задание.

Контракты от мэрии и кредиты "Газпрома": откуда берет деньги "Эхо Москвы"

Часть ТЗ

Оказывается, мэрия Москвы решила заняться популяризацией предпринимательства и с этой целью искала СМИ, которое подготовит радиопередачи о соответствующих программах московского правительства.

Цель, безусловно, благая. Но деньги так просто не отдать по госзакупке, сначала нужно провести оценку стоимости оказываемых услуг, т.е. максимальную цену контракта.

Порядок установления цены четко прописан в Постановлении Правительства Москвы от 27 февраля 2012 г. N 68-ПП.

Если кратко, то организатор конкурса запрашивает у разных поставщиков цену их услуг и выводит из нее некое среднее арифметическое. Делается это для того чтобы избежать завышения цены, иначе было бы очень удобно пилить государственные деньги, назначая заоблачную цену на услуги.

Вот у каких организаций запрашивала цену мэрия Москвы:

Контракты от мэрии и кредиты "Газпрома": откуда берет деньги "Эхо Москвы"

Обратите внимание, как удивительно совпали даты ответных писем организаций – 25 декабря 2012 года. Первая организация – это само «Эхо Москвы». Интерес представляют другие участники – ЗАО «Ресоциал» и ООО «Медиа Нест». Угадайте, кто является генеральным директором «Ресоциала»? Внезапно это генеральный директор все того же «Эха Москвы» Федутинов! А сама компания владеет телеканалом «Эхо-ТВ»!

Теперь разберемся с ООО «Медиа Нест». Эта компания владеет сайтом newsru.com. А кому он принадлежит? Беглому олигарху Гусинскому, партнеру Венедиктова, одному из миноритариев «Эха Москвы»! Гусинский и Венедиктов не скрывают, что весьма близко общаются друг с другом. Также интересно, на каком основании цена запрашивалась не у другой радиостанции, а у сайта, который вообще не имеет радиочастоты и в принципе не может оказать услуг по размещению радиопередач?

Контракты от мэрии и кредиты "Газпрома": откуда берет деньги "Эхо Москвы"Гусинский дает интервью Венедиктову, 90-е

Таким образом, стартовая цена на контракт была де-факто сформирована одним «Эхом Москвы». Этому есть вполне четкое определение – «ценовой сговор».

Что же происходило дальше? А дальше был объявлен конкурс, по странному стечению обстоятельств заявки на него подали лишь «Эхо Москвы» и еще одна организация – «Новые Решения». Которая, по странному совпадению, является партнером «Эха», имеет с ним заключенный договор и сама предлагает размещать на станции рекламу.

Контракты от мэрии и кредиты "Газпрома": откуда берет деньги "Эхо Москвы"

А вот и решение суда, которое подтверждает наличие договорных отношений между «Эхом Москвы» и «Новыми Решениями». Все это в совокупности позволяет предположить, что данная компания неформально контролируется кем-то из «Эха Москвы».

В итоге закупка была признана несостоявшейся, так как «Новые Решения» неправильно подготовили документацию. Бывает, ошиблись. Разумеется, к конкурсу допустили лишь «Эхо Москвы»:

Контракты от мэрии и кредиты "Газпрома": откуда берет деньги "Эхо Москвы"
Был ли назначен новый конкурс взамен несостоявшегося? А вот и нет. Победителем ВНЕЗАПНО было объявлено «Эхо Москвы». Красиво? Безусловно. А вот с точки зрения закона это банальный распил денег. На многие вопросы мог бы дать ответ заместитель департамента Уваров, утвердивший данную закупку. Однако не сможет – в мае 2013 года Уварова застрелили.

Вторая закупка была проведена по той же гениально простой схеме. Только максимальную цену контракта на этот раз запрашивали дополнительно у некого ООО «ТВН-6». Учредитель этого юрлица — оффшорная компания Jukebox Investments, которая одновременно также является учредителем ООО «Новый русский сериал». Думаю, вы уже не удивитесь, узнав, что это бизнес Владимира Гусинского.

Интересная деталь: кроме «Эха Москвы», в конкурсе принимало участие ООО «М-ПУЛ+». Компания в настоящий момент ликвидирована, а ранее ею управляло ООО «Вещательная корпорация «Проф-Медиа». Из СМИ мы узнаем, что данная компания… является частью единого целого — рекламного отдела «Газпром-медиа» и рекламного отдела «Эха Москвы».

Вдобавок в конкурсе был представлен совсем уж интересный участник – Университет им. Плеханова, не имеющий отношения ни к радиостанциям, ни вообще к СМИ. Насколько данное юрлицо «рассчитывало победить», вы можете видеть из таблицы представленных им документов:

Контракты от мэрии и кредиты "Газпрома": откуда берет деньги "Эхо Москвы"

Получается, в конкурсе, кроме «Эха Москвы», участвовали явно связанные между собой лица и те, кто лишь создавал видимость проведения отборочной процедуры. Вполне себе классический прием закупочной «пирамиды». Думаю, вы и сами догадываетесь, кто победил в том конкурсе.

Система госзакупок не содержит ни подписанных в итоге контрактов, ни доказательств их исполнения «Эхом Москвы». И действительно – к чему лишние вопросы?

Семьсот тысяч рублей за передачу: на что пошли деньги мэрии?

Но, может быть, несмотря на все эти нехорошие совпадения, «Эхо Москвы» проделало работу для мэрии, которая стоит своих денег?

Вот раздел на сайте «Эха», содержащий список всех передач, которые радиостанция готовила для департамента мэрии Москвы, начиная с февраля 2013 года (дата первой закупки).

Всего с февраля 2013 года было выпущено 40 передач. Самое интересное, что программы начали выпускать аж в ноябре 2012 года – то есть задолго до опубликования закупки и заключения официального контракта. Нужны ли еще доказательства, что он делался специально под «Эхо Москвы»?

Контракты от мэрии и кредиты "Газпрома": откуда берет деньги "Эхо Москвы"

В эфире — главный заказчик

Но вернемся к сделанному «эффективными менеджерами» радиостанции. У нас есть 40 передач. Разделим 28,5 миллионов на 40 – получается, что каждая передача обошлась мэрии более чем в 700 000 рублей. Напомню, что, согласно техзаданию, «Эхо» должно было выпускать не менее 4 передач в месяц. Соответственно, за два года – 96 передач, а не 40. Где все остальные передачи?

Теперь разберемся с ценами. Максимальный рекламный пакет «Эхо», т.е. полноценная рекламная кампания с ежедневными короткими роликами, двухминутными репортажами и большим 20-минутным эфиром обойдется заказчику в сумму около 3 миллионов рублей. И это трансляция на всю страну. И с наценкой рекламной фирмы, разумеется.

Можно посчитать реальную стоимость рекламы на «Эхе» иным способом. Например, РБК посчитало, что по итогам 2014 года стоимость минуты рекламы в эфире «Эха» с учетом скидок в среднем равнялась почти 21,4 тыс. руб. в Москве.

Средняя продолжительность ролика для мэрии в эфире Эха – 10-12 минут. Но стоимость больших заказов всегда рассчитывается не поминутно, дается значительная скидка, которая может достигать 40%. Но мы посчитаем по максимальному тарифу. Умножим 12 минут на 21,4 тысяч рублей, получим 245 000 рублей за один ролик. Но никак не 700 000, которые получало «Эхо» от мэрии.

Контракт с мэрией оказался для «Эха» в несколько раз выгоднее, чем любая коммерческая реклама. Именно так выглядит «независимое СМИ».

За что платились такие большие деньги? На этот вопрос вы можете ответить самостоятельно, изучив информационную политику радиостанции Венедиктова в отношении мэрии Москвы во время действия контракта.

Ключевые выводы:

1. Что бы ни говорил Венедиктов, «Эхо Москвы» — глубоко убыточное СМИ и существует на займы «Газпрома». Убытки радиостанции исчисляются десятками миллионов, что подтверждается бухгалтерской отчетностью.

2. В период, когда «Эхо Москвы» приносило прибыль, оно получало подозрительные госконтракты от мэрии Москвы на общую сумму 28,5 миллионов рублей.

3. Цена услуг «Эха Москвы» определялась не рыночным путем, а запросом цен от организаций, которые контролировались главредом «Эха Москвы» Венедиктовым и бывшим гендиректором «Эха» Федутиновым.

4. Сами конкурсы проводились при крайне подозрительных обстоятельствах со связанными с «Эхом Москвы» лицами, которые участвовали в них лишь номинально, не преследовали цели выиграть и не обжаловали результаты конкурсов.

 

#Метки: