У жительницы Хакасии Любови Лицегевич служба опеки изъяла семерых усыновлённых детей из-за того, что волосы её четырёхлетнего сына посчитали слишком длинными для мальчика. Об этом сообщает «Новая газета». Сенатор Елена Мизулина заявила, что обратится в Генпрокуратуру с просьбой проведения проверки законности действий сотрудников органов опеки.
Жительница села Боград в Хакасии 57-летняя Лицегевич воспитала уже 21 ребёнка, 20 из которых были взяты из приютов. У женщины есть многочисленные грамоты и благодарности за воспитание детей, никогда не было никаких нареканий. Ранее приёмная мать заявляла, что недополучает опекунские деньги и сообщала о конфликте с руководством детского сада, которое требовало у неё деньги на ремонт.
Причиной изъятия детей стало заявление заведующей детсада, которая сообщила, что у мальчика отращены волосы до поясницы, а его мать их скрепляет розовой резинкой. Комиссия по делам несовершеннолетних пришла к выводу, что тем самым женщина нарушает гендерное развитие ребёнка, и приняла решение отобрать у Лицегевич семерых несовершеннолетних приёмных детей, которых она усыновила в 2012-2015 годах. Лицегевич вменяют «причинение вреда личности подопечных путём необеспечения соответствующего внешнего вида детей, соблюдения ими правил гигиены и навыков самообслуживания».
В органах опеки Хакасии объяснили ситуацию так: «В первую очередь, это обращение воспитателя и заведующего детского сада о том, что Любовь Петровна (приёмная мать) игнорирует их рекомендации. Дело в том, 5-летний сын посещает этот детский сад с 2014 года, и с тех пор Любовь Петровна ни разу не постригала ему волосы. Они отрасли ниже пояса. Сверстники стали над ним смеяться, он стал плакать, замкнулся, перестал общаться. Естественно, воспитателям пришлось обращаться в органы опеки».
Уполномоченный по правам ребёнка при президенте РФ Анна Кузнецова намерена разобраться в ситуации. «Необходимо разобраться во всём. Дети – это не игрушка и не предмет манипуляций. Вопросов пока очень много, но большинство из них к уполномоченным ведомствам. Сегодня я ещё работаю в Перми, но специалистов уже направила в Хакасию. Будем разбираться!», – написала она на своей странице в Facebook. Также омбудсмен заметила: «Если всё так ужасно, то куда смотрела опека, когда передавала детей в эту семью? Что вдруг случилось с примерной приёмной мамой, имеющей многочисленные награды и благодарности?».
Позже Кузнецова заявила: «Ситуация с приёмной семьей в Хакасии требует срочного разбирательства. Изложенную в «Новой газете» информацию необходимо тщательно проверить. Уже запрошены все документы у регионального уполномоченного по правам ребёнка. Сегодня в республику срочно направляются в представители федерального омбудсмена».
По её словам, основанием для изъятия ребенка из семьи может быть исключительно угроза жизни и здоровью детей. «Нужно изучить ситуацию на месте и понять, насколько обоснованы действия органов опеки и попечительства и других субъектов профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Действиям или бездействию всех уполномоченных служб будет дана правовая оценка», — добавила детский омбудсмен.
Глава Хакасии Виктор Зимин взял на личный контроль ситуацию. Как сообщил пресс-секретарь главы регионы Николай Денисов, Зимин дал распоряжение Министерству образования и науки Хакасии, детскому омбудсмену и органам опеки Боградского района тщательно разобраться с ситуацией на месте.
Прокуратура организовала проверку органов системы профилактики района: комиссии по делам несовершеннолетних, отдела образования и инспекции по делам несовершеннолетних. «Будет дана правовая оценка изъятию детей из семьи и действиям или бездействию должностных лиц», – сообщили в прокуратуре Хакасии.