Еще в дни Майдана, когда украинцы постоянно пытались нам объяснить, что мы рабы, а они свободные люди, я, помнится, удивлялся этому гордому, но вместе с тем такому наивному противопоставлению.
А местная поэтесса вообще пригвоздила россиян: «Духа нет у вас быть свободными». В итоге сбежала из Киева. Кажется, в Прагу.
Жизнь расставила всё и всех по местам. Украинцы теперь тише воды, ниже травы — прежде всего у себя дома, где безропотно оплачивают заоблачные суммы коммунальных услуг (или не оплачивают, но тоже безропотно). Но главное, за рубежом, в России или в Польше, где заняты, прямо скажем, не на самых квалифицированных работах.
Не так давно уважаемый Армен Асриян поделился, на мой взгляд, весьма точным и емким наблюдением. И хотя он говорил совсем не о победителях «революции гидности», сходство удивительное.
Лучший способ распознавания прирожденных рабов — это частота рассуждений о своей любви к свободе и уровень истеричности этих рассуждений. Свободный просто не думает об этом, как не замечает собственного дыхания.
А ведь и правда. Почему-то сразу вспоминаются суровые будни Майдана, речи со сцены, «куля в лоб» и другие смешные эпизоды борьбы нерабов с небратьями за светлое европейское будущее без горячей воды.
По-моему, быть свободным сложнее, потому что у нас больше забот. Но в то же время гигиеничнее, потому что у нас есть горячая вода. И бензин подешевле.