«Совершенно секретно»: Известная в Финляндии сеть быстрого питания Hesburger, располагающая в России почти сорока ресторанами, оказалась в центре политического скандала. В рекламном листке, который выдают каждому клиенту бургерной, изображена карта России без Крыма. С подробностями корреспондент «Совершенно секретно».
Первыми топонимическое самоуправство заметили в Калининграде, где Hesburger открылся в этом году на АЗС при выезде из города по направлению к международному аэропорту «Храброво».
«Работники бургерной кладут рекламку на поднос в качестве подложки, — рассказал «Совершенно секретно» один из клиентов в Калининграде. – Когда ешь гамбургер, то рассматриваешь буклет. А там, оказывается, много чего интересного. Нет Крыма, например».
СИТУАЦИЯ С КРЫМОМ НЕОДНОЗНАЧНАЯ
Итак, на «подложке» графически изображена карта Российской Федерации, на которой нет Крымского полуострова, вошедшего в состав России в 2014 году. Можно, конечно, предположить, что рекламный материал был изготовлен до Крымской весны и сейчас просто допечатывается, но, по всей видимости, это не так. Судя по новостям с официального сайта Hesburger, пик открытия точек фастфуда в российских регионах пришелся на 2015-2017 годы. За эти два года компания открыла порядка 27 ресторанов от Петропавловска-Камчатского до Калининграда.
«Это безумная провокация, — прокомментировал «Совершенно секретно» финский политолог Йохан Бекман, которого руководство ДНР назначило официальным представителем народной республики в Финляндии. — Фактически, речь идет о пропаганде сепаратизма по всей России! Непонятная пропаганда, ведь «Хесбургер» популярен среди россиян и создаёт имидж глобального фастфуд-концерна. А теперь они занимаются политикой…»
Йохан Бекман уже связывался со штабом ресторанной сети в городе Турку, потребовав, чтобы они отозвали буклеты и напечатали новые карты, однако разговора не получилось. Руководитель пресс-службы Hesburger Хейни Сантос ответила, что «ситуация Крыма неоднозначная с точки зрения международного права».
Корреспондент «Совершенно секретно» также пообщался с представителем Hesburger, курирующим официальную страницу российской сети финской бургерной в Facebook (к сожалению, он не представился).
«На буклетах нигде не написано, что это карта России, — заявил представитель. — Это просто схема, по которой можно сориентироваться, где расположены рестораны «Хесбургер». Наши рекламные материалы не имеют никакого политического подтекста».
Конечно же, такие объяснения не выдерживают критики. То, что это карта России, видно не вооруженным взглядом и не требует соответствующей подписи. А прорисовка мелких Курильских островов и географически отдаленной от страны Калининградской области (эти части Родины сегодняшние дизайнеры обычно забывают) однозначно говорит о том, что за основу рекламного буклете бралась карта РФ.
СПОСОБ ИНОСТРАННЫХ ФИРМ ИЗБЕГАТЬ СКАНДАЛОВ
Крымский политический эксперт Владимир Джаралла считает, что иностранным компаниям, ведущим бизнес одновременно в России и на Украине, к сожалению, приходится выбирать подобный «компромисс».
«В основе ситуации кроются, как правило, две причины. Первая — компания ведет деятельность на Украине или широко в мире. Уже не раз бывало, что публикуя схематические карты России с Крымом, такие фирмы оказывались в центре информационных скандалов. Дело в том, что посольства Украины внимательно отслеживают такие случаи и реагируют немедленно. Бизнес скандалов не любит, потому происходит поиск «компромисса», особенно, если компания ещё ведёт деятельность в России», — сказал политолог «Совершенно секретно».
Вторая причина таких топонимических происшествий, по словам Владимира Джараллы, кроется в личной позиции бизнесмена.
«И здесь непризнание реальности является вовсе не позицией защитника нарушенного «международного права», а позицией антирусски настроенного деятеля, для которого это лишь повод выразить враждебность по отношению к нашей стране. Так что, вопрос «Чей Крым?» до сих пор является своеобразным экзаменом, определяющим человека «свой-чужой», — продолжил эксперт.
Украинский политолог Владимир Корнилов в беседе с корреспондентом «Совершенно секретно» высказал мнение, что следует публично потребовать от ресторана убрать «сепаратистские» буклеты и впредь держать свои географические познания при себе.
«А то не ровен час, в России начнут печатать карты России в границах до 1917 года», — пошутил политолог, намекая на то, что Финляндия столетие назад находилась в составе Российской империи.
СКАНДАЛЫ СО СТАТУСОМ КРЫМА
Напомним, скандалы со статусом Крыма на той или иной продукции периодически возникают в мире с момента воссоединения полуострова с Россией.
Самый громкий произошел в канун нового 2016 года, когда Coca-Cola опубликовала на своей странице во «Вконтакте» карту России без Крымского полуострова (также на ней отсутствовали Курилы и Калининградская область). После волны возмущения со стороны российских пользователей в паблике появилась обновленная карта, уже с Крымом (но без Курил и Калининграда).
Но тут на сцену вышли уже украинские политики. В частности, депутат Верховной рады Мустафа Найем призвал бойкотировать напиток, а посольство Украины в Вашингтоне выразило протест. История закончилась тем, что дирекция Coca-Cola в США извинилась перед украинскими дипломатами и удалила из соцсети праздничную картинку с российским Крымом.
В подобный переплет в 2016 году попал и картографический сервис Google. Интернет-гигант услужил, что называется, и вашим, и нашим. В российской версии — Google.ru — Крым обозначен российским (между полуостровом и материковой Украиной проведена жирная линия международной границы). Украинские же пользователи не видят эту разделительную черту.
Самый последний пример, скорее, является троллингом уставших от рутины американских разведчиков. Во время чемпионата мира по футболу официальный Twitter Центрального разведывательного управления США неожиданно поздравил Россию с выходом в четвертьфинал. Спецслужба прикрепила к поздравлению карту России без Крыма. МИД РФ тут же отреагировал: «Поздравления приняты, ЦРУ. Обновите свою карту».
Андрей ВЫПОЛЗОВ, специально для «Совершенно секретно»