Защитим себя сами!

В Киеве встревожены — Одесса отчаливает к России

Верховная Рада опасается повторения в городе «донбасского сценария», но по вине Москвы такого не случится

В Киеве встревожены - Одесса отчаливает к России

 

Фото: Zuma/TASS

 

Материал комментируют:

 

Иван Лизан

 

Игорь Волин

 

Украина теряет контроль над Одессой. С таким заявлением выступил ряд депутатов Верховной Рады. Они обратились к секретарю Совета национальной безопасности и обороны Украины Александру Турчинову с требованием незамедлительно навести порядок в этом городе. Об этом на своей странице в Facebook рассказал нардеп от партии «Батькивщина» Игорь Луценко.

По его словам, террор против «антироссийских активистов» в городе приобретает невиданные масштабы. А утрата контроля над городом, дескать, несет угрозу национальным интересам страны.

Насколько реален подобный сценарий? И что конкретно лишило сна пана Луценко?

5 июня в Одессе возле редакции «Общественного телевидения» неизвестные напали на лидера местного «Автомайдана» Виталия Устименко, ранив его ножом. Ранее нападение было совершено на экс-главу одесской ячейки «Правого сектора» * Сергея Стерненко. Сообщается, что тот, отбиваясь, тоже ножом смог ранить обоих злоумышленников, один из которых умер на месте, а другой скрылся. Как выяснилось, это уже второе нападение на видного «правосека» за последний месяц.

Ситуацию проясняет политолог Иван Лизан:

— Игорь Луценко, автор данного заявления — украинский нардеп, друг одесского неофашиста (а на самом деле — мелкого уголовника без каких-либо убеждений) Сергея Стерненко, который в конце мая хладнокровно зарезал насмерть двоих мужчин в Одессе. Потом убежал в Киев (нарушив избранную для него по другому уголовному делу меру пресечения) лечить раненную руку.

Так вот, Луценко в ФБ публично одобрил убийство, поддержав своего приятеля. И то, о чём теперь говорит Луценко, на самом деле — слова Стерненко. Потому что именно этот подозреваемый использовал формулировку «об утрате контроля Киевом над Одессой» для морального оправдания своих деяний. Так что относиться к словам Луценко всерьёз не стоит.

«СП»: — Но насколько серьезна угроза для Украины потери Одессы? Нападения на неких «активистов» — это потеря города? Кстати, кто там нападает на сторонников Майдана и зачем?

— Потеря контроля любой страны над частью своей территории — это уход ее в «свободное» плавание с последующим провозглашением независимости. Или с вхождением в состав другого государства. А вот утрата контроля «по Луценко» — это непонятно что. Формулировка, которая обычно используется политическими радикалами на Украине в качестве призыва к ужесточению репрессивной политики властей в любой местности.

То есть, Луценко призывает неведомо кого через СМИ наказать обидчиков Стерненко, которые, в действительности, являются такими же «майдановцами», как и он сам. Просто их использует как инструмент другая группа влияния в городе. Практически все выяснения отношений в «майдановском» лагере Одессы — не более чем бандитские разборки.

«СП»: — Парламентарии обвиняют местные власти в поддержке «антиукраинских организаций» и «пророссийских акций». Насколько эти обвинения обоснованы?

— Какие пророссийские акции в Одессе? Не припомню таких после 2 мая 2014 года. Разве что регулярные возложения цветов к Дому профсоюзов, где четыре года назад произошла известная трагедия. И попытки массового празднования горожанами дня освобождения Одессы и Дня Победы.

Вот только последний праздник даже на сегодняшней Украине везде отмечают весьма масштабно. И почему-то Луценко не кричит об утрате контроля, например, над Кировоградской областью.

После 2 мая в Одессе нет и еще долго не будет серьезных «пророссийских» акций. Карательная операция Киева научила горожан. А невнятное бормотание Москвы о «не забудем, не простим» и отсутствие каких-либо реальных действий по защите родственников погибших 2 мая показали, что выходить с триколором в Одессе на улицу себе дороже. Убьют или покалечат. Посадят или придётся уехать.

«СП»: — Насколько реально Украине потерять Одессу «по тому же сценарию, что и Донбасс»? Одесса — сложный регион, в котором Киеву приходилось договариваться с местными элитами. Можно ли его сравнивать в этом плане с Донбассом?

— Не потеряет Киев контроль над Одессой. Украинская власть совершенно безумна и преступна, но превращать Одессу во второй Донецк, чтобы потом восстанавливать из руин оперный театр, никто не хочет. Ни местные элиты, которые увидели, что Москва на украинском направлении недоговороспособна и сотрудничество с ней не даёт никаких преимуществ. Ни простые жители, которые не испытывают иллюзий по поводу жизни в подобных непризнанных республиках.

«СП»: — Ранее глава полиции Одесской области Дмитрий Головин заявил, что в Одессе и Одесской области практически не осталось «поклонников русского мира». Так ли это? Протест в Одессе окончательно подавлен?

— Практика показала, что «русский мир» — это добрые русские люди, которые готовы помочь своему знакомому, а не какая не государственная система или политика Москвы. Нет в природе «русского мира», которого так опасаются на Украине. Нет и его организованных сторонников.

Всё просто и логично. За годы гражданской войны в Донбассе не появилось в России ни одной работоспособной программы, облегчающей легализацию политических мигрантов. Нет ни одного внятного информационного проекта, вещающего на Украину. Как сидел, так и сидит в украинском застенке гражданин нашей страны Мефёдов. Наконец, не видно конца кровопролитию в Донбассе.

Так что жители Одессы сделали логичный вывод и давно избавились от иллюзий 2014 года о «русском мире». Винить их в этом не стоит. Куда больше виновны чиновники в Москве.

«СП»: — Луценко считает, что утрата контроля над городом несет угрозу национальным интересам страны. Так ли это? Чем Украине грозит реальная утрата контроля над Одессой?

— Ничем. Потому что утраты контроля, к сожалению, не будет. Единственное, что может лишить Украину контроля над Одессой, так это танковый марш российских войск из Ростовской области к границам Приднестровья. Всё остальное — сказки.

Руководитель Центра исследований гражданских и военных конфликтов Игорь Волинуверен, что данное заявление было сделано лишь для того, чтобы снова провести в Одессе волну арестов и еще сильнее ужесточить контроль над жителями города.

— Ведь обращение адресовано секретарю Совета национальной безопасности и обороны Украины с просьбой принять меры к одесситам. И очевидно, что под «мерами» подразумевается ужесточение контроля над городом всеми возможными способами.

«СП»: — Действительно ли «террор» против антироссийских активистов в городе приобретает невиданные масштабы? Почему?

— Чувствуя всю полноту власти и вседозволенности в городе, члены различных националистических организаций (а только они и есть «антироссийские активисты»), позволяют себе переходить все рамки закона и моральных норм. На этом фоне естественным является тот факт, что жителей города, простых одесситов такое положение дел не устраивает. Именно поэтому подобных обезумевших от бесконтрольности «активистов» горожане и стараются искоренить.

«СП»: — Кто такие эти «антироссийские активисты»? Это местные жители? Много ли одесситов поддерживает их сегодня?

— Это те самые личности, которые сжигали людей 2 мая 2014 года в Доме профсоюзов и гордились тем, что уничтожили сторонников России. Среди них и местные жители. Но немалая часть — студенты различных одесских ВУЗов, приехавшие учиться из западных регионов Украины. С собой они привезли идеи, более распространенные там, чем в южных городах страны.

«СП»: — В Киеве продумывают комбинации силовых мер против Одессы? В чем они могут заключаться? В Одессе может быть введено особое положение?

— Я считаю, что особого положения в Одессе не будет. Это сейчас невыгодно Украине. В первую очередь — в экономическом плане. При введении подобного положения потребуется создание многих структур и должностей, что повлечет за собой и финансовые затраты.

Но в ближайшее время следует ожидать усиление в городе националистического движения. Возможно даже создание новых праворадикальных группировок и усиление уже существующих.

— Скорее всего, ситуация со Стерненко, который убил человека и вынужден был под видом лечения бежать в Киев, просто используется перед выборами — считает известный одесский блогер Андрей Рюриков. — С одной стороны, это удар по одесской полиции (читай — по Авакову). Какие-то силы хотят его сделать более лояльным к себе.

Ведь это «покушение» на Стерненко — не первое. Он давно требовал себе охрану, а силовики отказали ему. Ещё было нападение на активиста «Автомайдана» Устименко. Тому в зад воткнули нож. Тут тоже разборки — между ним и Резвушкиным, тоже лидером «Автомайдана».

И вот эти все внутренние разногласия между «конкурирующими фирмами» пытаются использовать для давления на политических конкурентов и заставить местное руководство быть более лояльным. Поэтому никаких реальных карательных мер не будет.

«СП»: — То есть, заявления о потере контроля над городом — просто пафос? Киев надежно контролирует ситуацию?

— В принципе — да. В Киеве внутренние разборки между одесскими «майданными» группировками используют в политических целях для давления на оппонентов.

«СП»: — А насколько в Одессе велик протестный потенциал? Могут там повториться события 2014 года?

— Даже не знаю… Ну, разве что если тот же Стерненко начнет резать среди бела дня всех подряд где-нибудь на Дерибасовской. А полиция его снова отпустит. Или случится что-то подобное — из ряда вон. Люди устали от политики, хотят просто спокойно жить.

Но это не значит, что они довольны властями и итогами «Майдана». Власть в Одессе, как и по всей Украине, не любят. Но и решительно выступать против нее сейчас не готовы.

Дмитрий Родионов

Дмитрий Родионов

 

#Метки: ,