Экспертная оценка Академии Геополитики.
Напряжение между Кыргызстаном и Казахстаном возрастает. Несмотря на то, что уходящий президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев извинился за резкость в адрес казахстанского коллеги, тем не менее покидая свой пост он подписал закон о денонсации шести протоколов и соглашений, заключенных ранее с Казахстаном. В их числе два протокола, которые были подписаны главами двух государств за последний год во время встреч в РФ.
Среди разорванных договоренностей — соглашение о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции и протокол о предоставлении казахской стороной технической помощи с целью присоединения Кыргызстана к ЕАЭС. Речь идет о выделении Бишкеку $100 млн.
Закон о денонсации соглашений был подписан Атамбаевым за неделю до инаугурации нового президента республики. Им должен стать бывший премьер Сооронбай Жээнбеков, победивший на прошедших 15 октября в республике президентских выборах. Именно выборы в Кыргызстане стали причиной трещины в отношениях двух стран.
19 сентября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретился с одним из кандидатов в президенты Кыргызстана Омурбеком Бабановым, после чего Бишкек выпустил ноту протеста, посчитав это попыткой оказать влияние на исход выборов.
Бишкек посчитал встречу одного из кандидатов в президенты с лидером другого государства прямым вмешательством во внутренние дела страны и «попыткой повлиять на выбор народа Кыргызстана». В ответ на это Назарбаев заявил, что регулярно встречается с официальными лицами других стран.
В начале октября Атамбаев выступил с рядом обвинений в адрес казахстанских властей. В частности, он заявил о том, что сбежавший из Киргизии бывший президент Курманбек Бакиев устраивает праздники в Алма-Ате. 10–11 октября Атамбаев отказался от поездки на саммит СНГ в Сочи, куда поехал в том числе Назарбаев.
Далее последовало значительное сокращение грузопотока на совместной границе, поскольку казахстанские власти ужесточили там контроль. Атамбаеву это дало повод заявить, что Астана своими действиями фактически отрезала Кыргызстан от других стран ЕАЭС. При этом он заверил, что выходить из сообщества Бишкек не намерен.
Тем временем на границе двух стран фактически действует блокада. Из-за усиленных мер безопасности, введенных Казахстаном, количество граждан, пересекающих границу, снизилось в 2,5 раза. Это коснулось и перемещения грузов. Со стороны Киргизии образовалась огромная очередь из фур. Бишкек уже пригрозил поднять в ВТО вопрос о чрезмерном контроле грузов Астаной.
Фото №2 Ереван ЕГУ Арешев и Ко — 20.10.2017
Эксперт по Центральной Азии Андрей Арешев ( См. Фото№ 2) считает, что «внутрирегиональной интеграции в Средней Азии не будет никогда». «Пока есть две тенденции: продуктивное сближение Казахстана с Узбекистаном и вполне вероятное сближение Киргизии с Таджикистаном на общей салафитской платформе и под управлением из Эр-Рияда… Отдельный вопрос — фиаско кремлевской политики в Киргизии», — считает он. При этом А.Арешев отмечает, что «по мере смягчения контролирующего режима с казахстанской стороны ужесточается аналогичный с киргизской. Есть ощущение, что у киргизской стороны есть четкая установка на пролонгирование конфликта».
Фото № 3
Экономическое соглашение о финансовой помощи, что с гневом отменил парламент Кыргызстана было подписано в конце прошлого года на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге. А значит, денонсация соглашения одного из решений в рамках ЕАЭС напрямую затрагивает интересы Кремля.
Фото 4 Had of EAEU Mr. Tigran Sargsyan and Honorary Consul if Macedonia in Armenia -Arayik Sargsyan. Yerevan Armenia. 2017
Мы думаем, что у А. Атамбаева другая версия того, кто стоит за всем этим обострением: «Усиление контроля на границе – это попытка отрезать Кыргызстан от России». По нашему мнению, казахстанские олигархи пытаются угодить США и ведут действия, направленные на развал ЕАЭС (об этом много раз мне рассказывал Председатель Комиссии ЕАЭС господин Гигран Саргсян — см фото №4)
Со своей стороны казахстанский политолог, директор «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев, считает, что ухудшение ситуации на границе двух стран может привести к расколу ЕАЭС.
В свою очередь гендиректор Института ЕАЭС Владимир Лепехин не склонен драматизировать последствия отказа Бишкека от помощи Астаны. «Дело в том, что решение об обустройстве внешней, дальней границы ЕАЭС (граница Кыргызстана с Китаем -автор) оформлено не как коллективное решение стран-участниц ЕАЭС, когда деньги выделяются из бюджета союза, а как конкретная межгосударственная помощь России и Казахстана». По его словам, обе страны выделили Бишкеку деньги, но из-за дрязг между чиновниками Кыргызстана и Казахстана отношения зашли в тупик. «То есть это все техническая проблема, осложненная борьбой групп интересов за транспортный коридор. Теперь парламент Киргизии предпринял меры воспитательного характера. Денонсация соглашения призвана привлечь внимание к проблеме. Думаю, в конце концов, все это решится. Но реальные решения могут быть приняты только на предстоящем Высшем евразийском экономическом совете», — считает он.
По мнению экспертов нашей Академии Геополитики: — Москва и Астана традиционно позиционировали себя в качестве локомотивов евразийской информации. А сейчас один из отцов – основателей ЕАЭС в лице Казахстана вступил в очень жёсткую торгово-экономическую схватку с Кыргызстаном. Понятно, что Москве в любом случае придётся тоже озвучить свою позицию. Либо она встанет на одну из двух сторон, либо выступит в роли посредника, что многие сейчас и ожидают. Россия понимает, что такие конфликты могут вызвать вопросы по поводу перспектив этой организации. Ведь торговые войны и взаимные санкции – уже опробованный инструмент. Такими темпами Кыргызстан вообще может выйти из ЕАЭС, если экономический конфликт с Казахстаном не получится разрешить даже при посредничестве Москвы. В Центральной Азии уже есть прецедент выхода Узбекистана из ОДКБ и его демонстративного нежелания войти в ЕАЭС».
Продолжение следует.
Араик Саргсян, Почетный Консул Македонии в Армении,
Президент Академии Геополитики, представитель АМС в Странах Ближнего Востока.