Вчера делал фотографии на новый загранпаспорт. Фотографировала молоденькая девушка, лет двадцати пяти. Моментальная фотографии, обработка на компьютере, распечатка. Все занимает минут десять.
— А раньше три дня было, — говорю я.
— Три дня?! — поражается она. — Это где?
— Это в Москве. Приходишь в фотомастерскую. Тебя фотографируют. Через три дня фотографии готовы.
Она сидит за компьютером — обрабатывает фото.
— Почему так долго? — спрашивает.
— Так компьютеров не было. Фотографы все делали ручками. Сначала пленку доставали из фотоаппарата. В специальном рукаве, чтобы не засветить. Потом проявляли ее в колбе. Потом брали фотоувеличитель и бумагу, делали раствор, распечатывали фотографии. Сначала в проявитель, потом в закрепитель — фиксаж. И все это в темной комнате под красным фонарем. Потом развешивали сушиться.
Она смеется:
— Я такое читала уже где-то в интернете. Не верится, что так могло быть.
— Правда-правда, так все и было.
— Может, не совсем так?
— Девушка, именно так!
— Я бы тогда не работала в фотографии. Ни за что.
Обленилась молодежь. Помню, как купил первый цифровой фотоаппарат-мыльницу от Fuji — 2 мегапикселя. Кстати, до сих пор работает. Он на двух батарейках. И мне мой товарищ заявил:
— Ну и зачем ты его взял? Никогда же по качеству цифровое фото не будет лучше пленочного.
Он потом еще со мной спорил, что mp3 формат никогда не заменит CD. И верил в Blue-Ray. Даже собрал себе коллекцию фильмов на таких дисках, заплатив за них огромные деньги. Потом все пришлось выбросить. Да они и посыпались от времени. Никакие диски не долговечны.
Технологии развиваются с бешеной скоростью. Точка сингулярности приближается. Правда, в гибель человечества по этому поводу я совсем не верю. Просто мы изменимся. И это неизбежно. Как и то, что некоторые не впишутся в новую картину мира.