Защитим себя сами!

Налоговая в России: Разогнать, нельзя помиловать

Увольнение из налоговой после 15 лет службы верой и правдой стало счастьем для моего товарища. Причем, уволился он сам и в никуда. По его словам, формалист и самопиарщик Михаил Мишустин довел людей до белого каления. Оставшись без работы, человек в 43 года вдруг стал счастливым. Работал он не в головном офисе, не в столице, а на Урале. Заместителем начальника регионального отделения в последнее время. Конкретный адрес называть не буду, чтобы не подставлять его. Но пройдемся по изложенным им фактам, чтобы понять – налоговую службу в России можно только «разогнать, нельзя помиловать». Как он сказал об основной причине увольнения, «надоело заниматься коррупцией». А тем, кто возглавляет ФНС, видимо, не надоело.

 

Налоговая в России: Разогнать, нельзя помиловать

Главное, что нужно понять, налоговая система в России абсолютно неэффективна. Если завтра кончится нефть и газ — экономика умрет, бюджет на налоговых поступлениях не выживет. И виной тому в том числе и непомерная коррупция.

При этом антикоррупционная борьба в ведомстве ИТ-шника Михаила Мишустина, созданная в том числе и умом ведущего экономиста страны Алексея Кудрина, ведется с размахом, все сотрудники сдают декларации в электронном виде, отчитываются о каждом приобретении, и внезапно, оформив наследство, могут попасть под подозрение в коррупции, находясь в постоянном напряжении. Но реальные коррупционеры-миллионеры из налоговой встроены в систему, и им точно ничего не грозит. Руководство их крышует. И само способствует коррупции.

Маленький пример. Новый глава налоговой закупил мощные серверы у московской компании. И потом все региональные отделения обслуживались только ей. В том числе и в регионах. С одной стороны, наверное, так и должно быть в идеале – крупный заказчик, крупный поставщик. Но при этом появляется монополия услуг. И деньги налогоплательщиков перетекают таким образом только в один глубокий карман. Между прочим, на внедрение новых технологий в налогообложении освоены миллиарды.

Опять же, казалось бы, внедрены ИТ-технологии, проведена модернизация. Но бюрократия в ведомстве дичайшая. Абсолютное большинство рабочего времени сотрудников тратится на заполнение многочисленных отчетов. Если работник не справляется – есть система штрафов и лишения премии.

Главное достижение команды Мишустина – автоматизация налоговой отчетности. Нет, правда, сделано с умом. Но можно говорить, увы, и о подтасовке данных через эту совершенную систему. Безнадежные задолженности с предприятий списываются. Таким образом отчетность по сбору налогов улучшается. А собираемость налогов нет. Причем, налоги пытаются взыскать с успешно работающих предприятий, даже если они просят дать им время, отсрочку, чтобы подняться на ноги. Но есть часть предприятий из специального списка, неприкасаемый, которые работают, но считаются в системе безнадежными, и их не проверяют по указанию руководства.

Вспоминаются слова директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, который сказал, что «он (Мишустин) видит, что огромное количество людей налогов не платит, и он ничего с этим сделать не может. Борьба с неуплатой налогов является нерентабельным занятием, почему её практически не ведут».

На работу в налоговую устраиваются в основном по протекции. У вас тоже возникает вопрос – зачем? Когда за работу там новый сотрудник получает копейки – около 12.5 тысяч, со временем – под тридцать, и это если удастся выбиться в начальники. Раньше было хуже, сейчас оклад повысили. В Москве есть доплаты от муниципальных властей. На Урале их не было. Есть премии, но их прибирают к рукам начальники, что уже само по себе коррупционная составляющая. Но никого это не волнует. Есть и дисциплинарные взыскания, причем сразу – без премии на пару лет. Пришедшие по блату на что рассчитывают?! Разумеется, на теплое местечко, где с ними поделятся высокой прибылью. Это же налоговая. Понятное дело, там должны быть большие деньги. Собственно, все замы господина Мишустина – миллионеры. Видимо, неслучайно?

От некоторых инспекторов прямо требуют со стороны начальства нарушить закон – под угрозой взыскания и увольнения. К примеру, помочь с банкротством той или иной фирме, которая не заплатила налоги и оставила без денег, попросту кинула, множество людей. Бизнесмен потом откроет другую фирму, и все шито-крыто. Помогают просто так – полагаете? Уверен, что нет.

И главное, все законы о коррупции в ведомстве легко обходятся теми, кому нужно. Система сокрытия доходов и переписывания всех наличных активов на подставные лица давно отлажена. Ловят коррупционеров не благодаря системе ФНС, а благодаря заявлениям в ФСБ. О рядовых сотрудниках не говорим, но в последнее время задержаны руководители Управлений по Курганской, Нижегородской и Тюменской областям. Они пришли в налоговую не работать, а воровать, и были очень удивлены и даже возмущены арестами.

Алексей Кудрин в последнее время часто говорит «налоговой реформе», но одной реформой добиться изменений в налоговом ведомстве не получится – оно неэффективно. Тут, видимо, всю налоговую службу нужно разогнать и создать заново, взяв за основу системы нефтегазовых ОАЭ и Катара, где, между прочим, налоги идут на всех граждан, а не только на содержание королевских семей. Это я с сарказмом пишу к тому, что если уж у нас без содержания «королевских семей» никак нельзя, так давайте наконец сделаем так, чтобы налоговая служба работала на благо всего народа. А Михаила Мишустина не повышать в вице-премьеры нужно, а переводить на другой профиль работы – мало ли в стране ведомств, нуждающихся в автоматизации?.. Но таких, где нет такой дикой возможности разводить коррупцию.