Для этого могут поменять Конституцию страны
Россию могут в ближайшем будущем ожидать изменения Конституции, которые сильно изменят архитектуру власти. Среди поправок могут появиться такие, благодаря которым нынешний президент Владимир Путин сможет оставаться главным лицом в государстве даже после истечения срока полномочий.
Председатель Конституционного суда Валерий Зорькинопубликовал в «Российской газете» (официальном органе правительства РФ) программную статью «Буква и дух Конституции». В ней автор постулирует наличие в некоторой части общества запроса на кардинальные конституционные реформы. Зорькин оговаривает, что сам он выступает против радикальных перемен, однако допускает «точечные изменения» Основного закона.
Зорькин пишет, что главная проблема современной России — несоответствие положений Конституции о социальном государстве и реальности сегодняшней жизни. Наиболее опасные явления — большое количество бедных, высокое социальное расслоение, чувство несправедливости у людей, рост понимания в обществе связи «между социально-экономическими проблемами, стоящими перед значительной частью наших сограждан, и несправедливостью приватизации крупной собственности, проведенной в стране в 90-е годы прошлого века». Описывая возможную перспективу, Зорькин даже упоминает революционные события 1917 года, которые «были порождены, прежде всего, глубоким социально-экономическим расколом внутри российского общества».
Однако пути решения проблем Зорькин описывает весьма расплывчато, как и предполагаемые «точечные» изменения в Конституцию. Это исправление крена в пользу исполнительной ветви власти, более четкое разделение полномочий между президентом и правительством, ясное определение полномочий муниципальных, региональных и федеральных властей. Ещё одна предложение Зорькина — формирование двухпартийной политической системы. Правда, каким образом этого можно достичь, не уточняется.
Вполне возможно, что статья председателя Конституционного суда — это попытка узнать реакцию общества на серьёзные изменения Основного закона. Например, передать часть президентских полномочий председателю правительства, избираемого парламентским большинством. Тогда первым лицом в государстве будет уже премьер. Причем в Конституции нет упоминаний, сколько раз премьером может быть один и тот же человек, что открывает возможности чуть ли не для пожизненного нахождения у власти.
Тем более, согласно различным социологическим опросам, в российском обществе никто не пользуется большим авторитетом, чем нынешний глава государства. Граждане не сильно доверяют правительству и политическим партиям, и фигура президента служит своего рода гарантией политической стабильности. Поиск преемника Путина к 2024 году — весьма нелегкая задача для власти. Если Путин станет премьером с широкими полномочиями, многие проблемы элит, связанные с транзитом власти, могут быть решены.
Кремль на статью Зорькина отреагировал быстро. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже заявил, что публикация отражает только личное мнение автора и никаких изменений в Основной закон власть не готовит.
В руководстве страны не раз говорили о незыблемости Конституции. В то же время, в 2008 году срок президентских полномочий был увеличен с четырех до шести лет, а Госдумы с четырех до пяти. В 2014-м в Конституции появилась норма, которая меняет порядок формирования Совета Федерации: помимо двух представителей от каждого региона до десяти процентов верхней палаты парламента может дополнительно назначить президент. Так что нет никакой гарантии, что в Основной закон вновь не внесут поправки.
Впрочем, стоит помнить, что подобные «рокировки» не всегда проходят гладко. Наиболее близкий по времени пример — конституционная реформа в Армении, проведенная прежним лидером Сержем Саргсяном. Напомним, в конце 2015 года Саргсян провел референдум, по результатам которого основные полномочия в стране переходили от президента к премьеру. В апреле 2017-го Республиканская партия Армении, которую возглавляет Саргсян, получила большинство в парламенте. В апреле 2018 года, когда второй президентский срок Саргсяна истек, а на третий он не мог избираться, Саргсян был избран премьером.
Однако на этой должности он пробыл всего неделю и был вынужден уйти в отставку под давлением массовых акций протеста. В результате главой Армении стал журналист Никол Пашинян, сторонники которого имели в парламенте всего 9 мандатов из 105. Таким образом, сложный конституционный «кульбит», организованный Саргсяном, обернулся для него политическим забвением и приходом к власти представителя улицы, известного ранее только разоблачительными публикациями о коррупции и умением организовывать митинги.
Политолог Андрей Савельев полагает, что российская власть может пойти на необдуманные конституционные реформы:
— Российская Конституция в целом неплохая, только она во многом не выполняется. Скажем, согласно Основному закону, источником власти в стране является народ, но откуда берут свою власть судьи, которым дано право принимать важные решения, кто выбирает этих судей? В Конституции есть полный перечень того, что может делать президент, но есть законы, которые значительно расширяют полномочия. И господин Зорькин, который в своей должности очень давно, не может этого не знать. Его статью я воспринимаю как политическую операцию.
Некоторые российские элиты хотели бы видеть Путина пожизненным руководителем. Поэтому я не исключаю, что власти могут пойти на разные ухищрения.
Сейчас, скорее всего, подготовят какие-нибудь новые поправки. При этом обойдутся, на мой взгляд, без референдума. Власти меняли Конституцию раньше без референдума. Другое дело, что в обществе произошёл определённый перелом. Я считаю, что ситуация напоминает конец 1980-х годов, когда общество просто устало от КПСС.
«СП»: — Конституционная реформа может привести к неожиданным последствиям?
— Политический кризис может произойти раньше 2024 года. В элитах есть мнение, что неважен сам текст Конституции, важна его интерпретация. И у некоторых есть надежда, что при помощи каких-нибудь поправок удастся сохранить власть. Но они могут очень серьезно ошибиться в ожиданиях. Мы видим, как проходит пенсионная реформа. Изначально надеялись, что никакого отклика от общества не будет, но граждане не стали молчать.
— Сейчас в стране настолько серьезные проблемы, что нельзя надеяться на их решение только при помощи поправок в Конституцию, — говорит председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — Конституцию можно улучшать, в этом нет ничего страшного. Но беда в том, что нет единого проекта развития страны.
Если элиты захотят лишь изменить Конституцию, чтобы остаться у власти, то это будет говорить о полном непонимании ситуации в обществе, где наблюдаются серьезные перемены. Любые изменения архитектуры власти просто не имеют смысла и не ведут к переменам в социально-экономическом положении. Основные проблемы вне поля Основного закона.
Главные проблемы для России сегодня — это деиндустриализация и отставание экономического развития от мировых лидеров. Другая проблема — тотальный дефицит рабочих мест с достойной зарплатой в регионах и районах. Люди у себя в глубинке просто не могут заработать и жить достойно. Еще одна проблема — отсутствие большого единого проекта. Это касается и новых сфер экономики, и новых отношений в обществе, и геополитических проектов вроде евразийской интеграции. Без решения этих задач никакие поправки в Конституцию никому не помогут.