Дональд Трамп во время предвыборной кампании действительно пообещал признать Иерусалим столицей Израиля. Ему нужны были голоса американских евреев. В Штатах евреев почти шесть миллионов, не так уж существенно меньше, чем в самом Израиле.
Но вот незадача. Евреи почти поголовно были на стороне Хиллари Клинтон. Американская еврейская община традиционно симпатизирует демократам, учитывая их более либеральную, чем у республиканцев, позицию по многим вопросам. И Трамп пообещал.
Дело это не слишком дорогое. Очень крупных расходов не потребует. Даже возможный переезд посольства в Иерусалим. Там такое огромное американское консульство, что места всем хватит. Впрочем, есть и пустырь под будущее посольство. Так что варианты возможны.
Де-факто и де-юре
Кто-то может спросить: а что, собственно, произошло? Фактически Иерусалим — давно столица Израиля. Еврейское государство реально контролирует город, и Кнессет — израильский парламент — заседает в Иерусалиме, а немногочисленные арабы заседают в Кнессете, который находится в Иерусалиме, то есть этот факт признают.
Дело в том, что в 1948 году, когда Организация Объединённых Наций создавала Израиль, Иерусалим в его состав входить не должен был. Как город трёх религий его планировали оставить под международным контролем. Однако арабы сразу же после создания Израиля начали против него войну, которую проиграли. Цель её — уничтожение Израиля — достигнута не была. Напротив, именно тогда еврейское государство захватило Западный Иерусалим. Мы, то есть Советский Союз, кстати, и создавали Израиль, и поддерживали его в первой войне.
Дальше было разное. Было даже время, когда в результате так называемой Шестидневной войны Израиль захватил весь Западный Берег реки Иордан, весь Синайский полуостров и вышел на Суэцкий канал. Мировое сообщество эти завоевания не признало, и в конечном итоге Израилю после самой кровопролитной войны 1973 года большую их часть пришлось отдать. Была даже такая теория — «Земли в обмен на мир».
Израиль пошёл на такую сделку. После этого и сложилась нынешняя ситуация с поделённым Иерусалимом. Поделённым, в общем-то, формально. Реально израильтяне контролируют его весь, как и всю так называемую Палестинскую автономию на Западном Берегу Иордана. В Сектор Газа они вторгаются периодически, когда там восстают арабы.
Старая-старая сказка
Вообще, конечно, права Израиля на Иерусалим, да и вообще на само своё существование — вещь довольно сомнительная. Что-то было на этой земле три-четыре тысячелетия назад. Да мало ли что и где было три, а то и четыре тысячелетия назад. Был, например, такой народ филистимляне, который полностью исчез. Или карфагеняне, которых тоже давно нет. А ещё четыре столетия назад не было даже намёка на Соединённые Штаты. Были земли индейцев от океана до океана.
Что ж, давайте создадим индейское государство на территории, например, штата Нью-Йорк и вернём коренным жителям Америки их древний Манхэттен, который у них обманом купили за гроши. Это вполне соответствует логике, по которой создавался Израиль.
Кстати, когда этот вопрос обсуждался, Палестина была не единственным вариантом. Крым, правда, на который нацеливались сионисты, Сталин им категорически не дал. Сибирский Биробиджан же — это просто издёвка. А вот Белое нагорье в Кении рассматривалось как вариант создания еврейского очага вполне серьёзно. Климат там мягкий и приятный. Так что вполне Израиль, или как его называли бы, мог стать африканским государством. Похоже, зря его там не создали. Всем было бы куда спокойнее.
Трампу сейчас выгодно переключить внимание общества с расследования «русского следа» на выборах, цель которого — импичмент, на что-то другое.
Но создали, где создали. И уже первая арабо-израильская война породила сотни тысяч арабских беженцев, потомки которых живут и умирают в палаточных лагерях по сей день. При правлении иорданцев и палестинцев Иерусалим был вполне заштатным городом. Конечно, при Израиле он получил куда большее развитие, стал привлекать значительное количество туристов.
Чего добиваются от США
Прежде всего надо отметить, что и Клинтон, и Буш-младший, и Обама, будучи кандидатами в президенты, обещали признать Иерусалим столицей Израиля, но, став хозяевами Белого дома, этого не сделали. Кстати, и решение конгресса на этот счёт есть. Почему же Дональд Трамп всё же решился на такой шаг?
В США популярна версия, что он действовал под влиянием зятя Джареда Кушнера и дочери-иудейки. Но, несмотря на всю экспрессивность Трампа, это, скорее всего, не главная причина.
Его рейтинг падает, американская элита Трампа не любит, размахивает секирой спецпрокурор Мюллер. Так что, скорее всего, это вполне продуманный шаг.
Почему именно сейчас? Потому что мы победили в Сирии и рекордными темпами утверждаемся на Ближнем Востоке. После признания Иерусалима столицей Израиля Трамп получает в союзники еврейскую диаспору США, а значит, финансы и, что, пожалуй, главное, СМИ. Ну и конечно, весь Израиль, с которым у нас сегодня неплохие отношения, но такой подарок мы ему сделать не можем. А заседание Лиги арабских стран продемонстрировало, что противопоставить Штатам у них сейчас нечего. Арабские страны могут лишь возмущаться. Предложение делегации Ливана о санкциях против Вашингтона большинством голосов было отвергнуто. Вот вам и всё противостояние.
Трампу сейчас выгодно переключить внимание общества с расследования «русского следа» на выборах, цель которого — импичмент, на что-то другое. А что может быть лучше сто раз проверенного Ближнего Востока? Новая палестино-израильская война — как раз то, что нужно.
Вот только будет ли она? Палестинцы устали. Похоже, третья интифада не будет такой мощной, как две предыдущие.
Юрий Субботин, «Парламентская газета«