Румынские притязания на Молдавию основываются на культурно-языковой близости двух стран и исторических связях. На территории современной Румынии существовали два княжества — Молдавия и Валахия, позже завоеванные турками. По Бухарестскому мирному договору 1812 года восточная часть бывшего княжества Молдавия отошла к России, на этой территории была образована Бессарабская губерния. В 1877 году на остальной территории княжеств, находившейся под суверенитетом Стамбула, было образовано независимое королевство Румыния. В 1918 году румынские войска вторглись в пределы Бессарабии и в 1919-м аннексировали ее. СССР аннексию Бессарабии не признал. В 1940 году Румыния вернула Советскому Союзу Бессарабию после предъявления ультиматума, на этой территории была образована Молдавская ССР, отдельные районы отошли к Украинской ССР.
В Бухаресте с территориальными потерями смириться не смогли. Там до сих пор очень популярны речи о восстановлении «Великой Румынии», причем главной целью идеологов этого движения является территория современной Молдавии. Официальные лица Румынии все чаще говорят о том, что их страна должна объединиться с Молдавией. При этом подразумевается, что соседнее государство перейдет под контроль Бухареста.
Опросы общественного мнения демонстрируют, что большинство молдаван выступает против объединения с Румынией. Кроме того, по данным социологических опросов, большая часть населения страны желает интеграции с Таможенным союзом, а не с ЕС.
Важно знать, что среди румын, кто готов проголосовать за «Великую Румынию», многие понятия не имеют о том, как живёт Молдавия. Опрос показал, что значительная часть жителей Румынии (более 40%) не следит за ситуацией в Молдавии и ничего не знает о происходящих там событиях!
Разумеется, сорок процентов вряд ли в курсе политических новостей Молдавии. А их стоило бы знать господам потенциальным «объединителям».
Бухарест намерен не допустить превращения Молдавии (включая Приднестровскую Молдавскую Республику) в буферную зону между Россией и НАТО. Румынские политики видят в этом такой сценарий, что российские войска выведены, а вместо миротворцев на Днестре — гражданские наблюдатели. Последние закроют глаза на попытку силой решить приднестровский вопрос. Словом, вся бывшая Молдавская ССР должна войти в состав Румынии (не важно, как), а после этого объединенная «Великая Румыния», вышедшая на левобережье Днестра и на подступы к Одессе, может смело, с приднестровским «довеском», вступать в НАТО. Возможно, так румыны ставят вопрос перед США, надеясь получить благодарность за то, что Бухарест после решения о размещении на своей территории элементов ПРО США стал ближайшим союзником и доверенным лицом Америки в регионе.
Напомню, что в ноябре-декабре в 2018 года пройдут выборы в парламент республики и это станет переломным моментом для Молдавии. Нюанс в том, что если придут к власти пророссийские депутаты, они встанут «плечом к плечу» с Додоном и ситуацию удастся урегулировать, но также велик шанс того, что победят «проевропейские» и «прорумынские» депутаты и всё может кончится катастрофой для Молдавии. Она просто перестанет существовать.