Поверить не могу, что киноакадемики действительно дали награду лучшему фильму года. Не мюзиклу, или какой-нибудь политкорректной ерунде, а умному и веселому фильму, дышащему самим ароматом жизни.
Я всегда говорил: надо писать о том, что знаешь, и поменьше фантазировать. И получится очень хорошо. Сценарист «Зеленой книги» Ник Валлелонга (даже не верится, что в 2005 он создал убогий ужастик «Существо») написал о своем отце, о детстве, о жизни в бедном итальянском квартале и об удивительной дружбе, которая сложилась у его отца, Тони Валлелонга, и виртуозного классического музыканта Дона Ширли. Конечно, к автору, Нику Валлелонга добавились голливудские тяжеловесы и сам Питер Фарелли, избавившийся наконец от брата Бобби, склонного к сортирному юмору. В результате их работы, вышла потрясающая драмеди — тонкое и смешное роад-муви — гастроли утонченного чернокожего пианиста и нанятого им водителя — итальянца с легкими бандитскими наклонностями.
Надо, конечно, видеть, что вытворяет 60-летний изрядно набравший вес для роли Вигго Мортенсон. К сожалению, у него уже есть «Оскар», да и «Золотой глобус», за «Капитана Фантастика». Иначе — статуэтка была бы точно его. Тони Болтун — море обаяния, простой и добрый человек с легкой хитринкой, который берется почти за любую работу, но не готов заниматься стиркой, готовкой, да и с бандитизмом предпочитает не связываться.
Родня Дона Ширли, увы, успела обругать кино, назвав его лживым. Между тем, нужно понимать разницу между документальным фильмом и художественным переложением реальных событий. Им не понравилось, видите ли, что Дон Ширли почти не общается с семьей, которая его не понимает. Да ко всему прочему не понимает — «кто он — белый или черный». Ведь он настоящий аристократ. Но среди чернокожих в Америке аристократов что-то не видно. А все дело в том, что Дон Ширли, товарищи, «русский». Воспитывался с 9 лет в Ленинградской музыкальной школе, где в те годы преподавали чопорные дворяне, в советское время эксплуатировавшие те профессии, которыми им дала возможность заниматься партия. В результате, из гавайского мальчика вырос чернокожий пианист, настоящий светский лев, от грусти в связи с внутренним разломом и разлукой с далекой Россией принимающий бутылку вина каждый вечер.
И вообще-то, создатели фильма именно так увидели эту историю. Ну и что, что чопорный Дон Ширли при жизни не соглашался на экранизации, хотя Ник Валлелонга слал ему все новые варианты сценария. Он умер. И потерял право принимать решения. А актер Махершала Али (кстати, тоже оскаровский лауреат) увидел его таким, как он был написан в сценарии. Как и подобает вежливому человеку, родне он послал извинения, что ничего не знал о них, иначе посоветовался бы, как сделать этот образ объемнее и правдивее.
Хотя фильм и называется «Зеленая книга» — обыгрывается «Зелёная книга негра-автомобилиста», выходившая до 1966 года в Америке, — кино вовсе не о сегрегации. Хотя и о ней тоже. Оно о том, как хорошие и очень разные люди находят дружбу и наполняют жизнь друг друга новым смыслом. Фильм немножко похож на «1+1», только герои не страдают физическими изъянами, но также неотесанность Тони сталкивается с рафинированностью Дона.
Замечательное кино. 10 баллов из 10. Фильм сейчас идет в кино, можно и сходить. На такое кино денег не жалко. Хорошее настроение и не только — насыщение самой жизнью, ее ароматом — гарантированно. На торрентах тоже с хорошим переводом лежит.